Благовещеньев день

Благовещеньев день

Аисты — символ праздника

Тип:

народно-христианский

Иначе:

Благовещенье, Зимобор, Заклинание Весны, Праздник большого дня

также:

церк.-слав. Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы

Значение:

Третья встреча весны, весеннее равноденствие

Отмечается:

славянами

Дата:

25 марта (7 апреля)

Празднование:

весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях

Традиции:

запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток

Связан с:

весенним равноденствием

СОДЕРЖАНИЕ
Благовещеньев день

Благовещеньев день (Благовещенье) — праздник народного календаря у славян, отмечаемый 25 марта (7 апреля) . В этот день христианами почитается в том числе Благовещение Пресвятой Богородицы. Последний позимний-предвесенний праздник. На Благовещенье «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. «Самый большой у Бога праздник». Один из главных праздников в календаре православных славян, менее значим в католических традициях.

К этому дню, как переломному моменту года, приурочены многочисленные магические ритуалы и гадания.

Другие названия

рус. Зимобор, Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, Праздник большого дня, Благовещенье; белор. Гуканьне Вясны, Свята вясны, Дабравешчанне; болг. и макед. Благовец, Благоец; макед. Половина Велигден; серб. Благовjештење, Благовести; хорв. Blagovest, Blagovijest, Svetica, Sadovnica, Marceniča; словен. Marijino oznanjenj; польск. Matka Boska Roztworna, ktora roztwiera ziemię — «Божья Матерь Открывающая, которая раскрывает землю», Matka Boska Zagrzewna — «Божья Матерь Согревающая», Matka Boska Stromna — «Божья Матерь Ручьистая»; в.-луж. Marije wozjewenje, Marije připowědanje, Marije wipowedanje, Zelena Marja; словацк. Malá Mara.

Болгары, живущие в Банате (зап. Румыния), называют Благовещение — Лушканица — от глагола лушкам «качать», из-за местного обычая качаться в этот день на качелях. Там же день Благовещения — Нави́щень, т. е. день навий, посвященный умершим предкам (навии — духи предков), илиКуковден «день кукушки», т. е. день первого весеннего кукования кукушки.

Название «Благовещение» является калькой с греч. Εὐαγγελισμός, Εὐαγγελιου — «добрая, благая весть».

Значение праздника

Праздник Благовещения занимает в годовом праздничном цикле особое место. Он оказывается одной из четырёх ключевых точек года: Рождество (Коляда) — Благовещение — Иван Купала — Воздвиженье (или Усекновение) и знаменует начало летнего полугодия, пробуждение земли от зимнего сна. В этот день, по народным верованиям, выходят из земли все укрывшиеся на зиму обитатели, все гады земные — змеи, лягушки, насекомые и т. п., а «щука хвостом лёд разбивает». Все они должны будут снова скрыться на Воздвижение или Усекновение.

В православной народной традиции Благовещеньев день нередко сопоставляется с Пасхой: «Каков день на Благовещение, такой и на Пасху» (в.-слав.); «Благовещенье — полупасха» (болг. Благовец — полвин Великден)», «Благовещенье — первый день Пасхи» (макед. Благовец — прв ден Велигден)», ср. также «Каково Благовещение, такова и Пасха» (польск. Jakie Zwiastowanie, takie Zmartwychwstanie). У русских праздник часто ставится выше Пасхи: «Благовещение — самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат». По полесским поверьям на Благовещенье солнце на восходе «играет», т. е. переливается разными цветами (приметы Пасхи и Ивана Купалы); сербы считали, что в этот день, как и под Рождество, животные говорят на своем языке.

Магия первого дня

А. С. Степанов. Дети на хворосте. 1899

К этому дню как переломному моменту года приурочены многочисленные магические ритуалы и гадания. В Болгарии и Македонии старались в этот день быть сытым, хорошо одетым, иметь при себе деньги, пересчитывать их, услышав кукование кукушки, тогда весь год будешь сытым, здоровым, богатым (то же на Карпатах). Выносили во двор тканую и шитую зимой одежду, девичье приданое, чтобы весь год был достаток (Капанцы), надевали новую одежду, чтобы весь год иметь обновки (Тырново). Чтобы быть быстрым, «легким» и здоровым целый год, в Полесье обегали вокруг дома (Кобринский район), в восточной Сербии и югозападной Болгарии качались на качелях. В этот день считалось обязательным есть рыбу «для здоровья». Македонцы из Битоля верили, что в полночь на Благовещенье раскрываются небеса, появляется Господь, все деревья ему кланяются до земли. Бога можно просить обо всём, и он исполнит желание. По верованиям южных славян, в эту ночь горят огни в тех местах, где зарыты клады. В Прилепе (Македония) считали, что змеи в эту ночь выносят из земли богатство. У болгар, поляков и русских считалось, что совершенная в Благовещеньев день кража обеспечит удачное воровство на весь год.

Русские обычаи

Среди крестьян ходило сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит, по словам этого сказания, соху с запряжённым в неё белым конём, а Мать Пресвятая Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время «устами безмолвными, сердцем глаголящим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

В сёлах Красненского района Белгородской области пекли просвиры, в одной из них запекали копейку. Кому доставалась такая просвира — тот должен был ехать совершать весенний обряд засевания поля.

В этот день пекут мирские, из общей муки благовещенские просфоры и несут их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, кладут её сначала под божницу, а после — в закром с овсом, оставляя там до первого ярового засева. Сея яровые, крестьянин брал с собой просфору из закрома и, привязав к сеялке, носил во время посева. Этот обряд должен был оградить нивы от всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и заручиться надеждой на урожай. Если у кого в хате есть Благовещенская икона («образ праздника»), то ставили её на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

Архангел Гавриил, дарящий красные цветы Богородице в Благовещенье. Россия. XVIII век

Мать Божья!

Гавриил-Архангел!

Благовестите, благоволите,

Нас урожаем благословите:

Овсом да рожью,

Ячменём, пшеницей

И всякого жита сторицей!

Считается, что в этот день, как и на Пасху, солнце «играет», и грешников в аду не мучают.

С наступлением утра угощались печеньем в форме жаворонков, отпускали живых птиц из клеток на волю, призывали весну:

Жаворонушки, летите!

Нам зима-то надоела,

Много хлебушка поела!

Вы летите и несите

Весну красную, лето жаркое!

Весна-красна, ты на чём пришла?

Ты на сошечке, на бороночне…

Весна-красна, что ты нам принесла?

Принесла я вам три угодья:

Первое угодьюшко —

Животинушка в полюшке;

Другое угодьюшко —

С сошечкой в полюшке;

Третье угодьице —

Пчёлки на полёте;

Да ещё угодьице —

Миру на здоровьице!

В этот день женщины «выкликали просо», пели хороводную песню «А мы просо сеяли, сеяли». Молодёжь заводила игру — «круглые горелки», играют в лапту.

«При начале весны, особенно 25-го марта — в день благой вести о воплощении «праведного солнца» Христа — и на праздник его Светлого Воскресения, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток».

На рассвете умывались водой — талой, родниковой, колодезной или на реке, чтобы «снять все хвори». Существовал обычай ставить в кадку с водой икону Благовещенья и молиться об урожае. Существовало поверье что вода, освещённая на Благовещенье, могла поднять на ноги больного, так как считалась исцеляющей.

Ко дню Благовещения, как ко дню Пасхи, обновляют одежду и домашние вещи.

Русские с Благовещенья не зажигали в доме огонь в рабочее время, так как становилось уже достаточно светло (у словенцев такое значение придавалось дню святого Григория).

Полесские «Буслевы лапы»

Пресвятая Богородица у колодца (Благовещение у кладезя). Апокрифичная икона середины XIX века, Мстёра

Белорусы, украинцы и поляки в этот день встречали аистов. На западе Полесья (Брестская, Волынская обл.) и в примыкающем к нему районах польского Подлясья ко дню Благовещенья готовили обрядовое печенье, изображающее аиста (бусела), его лапу или её оттиском на поверхности. Это связано с поверьем, что ко дню Благовещения аист возвращается из тёплых стран и успевает отложить в гнездо первое яйцо. И якобы аист даже думает: «Хоть льдом подавлюсь, а на Благовещенье вернусь» (Витебская обл.). В западно-белорусском Полесье говорили: «Как уже аиста кто самый первый увидел — то он первый весну встретил». Хлебцы называются: бу́слева ла́па, буськовы крылья, бусел, птушки, басманы, галёпы (от нога, голень).

Также пекли печенья в виде бороны, серпа, плуга, косы, сошника. Печенье в основном раздавалось детям. Дети ходили по домам с просьбой: «Дайтэ буська попробовати твоего, чыи будуть смачнийшыи».

С бусловыми лапами и галепами дети «буська» кликали — ходили с ними по улице, подбрасывали вверх, протягивали пролетающим птицам и при этом выкрикивали: «Бусел, бусел, на тоби галёпу, дай мни жытэчка копу. Бусел, бусел, на тоби борону, дай мине жыта сторону, бусел, бусел, на тоби пэрожок, дай мни жытэчка стожок».

В Полесье считали, что на Благовещенье, как и на Пасху, «солнце играет».

На востоке Белоруссии и на западно-русских территориях на Благовещение жгли костры (ср. Пасхальный костёр). Кое-где сохранилось поверье, что в этот день нужно перепрыгнуть через костёр, чтобы избавиться от сглаза, и окурить платье, чтобы предостеречь себя от колдовства.

Очистительный и охранительный огонь зажигался на Благовещение в Белоруссии. На Могилёвщине, обычай разжигать такой ритуальный огонь назывался «чистить землю». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз.

Кликанье весны

Образ птицы (жаворонка, кулика) является символов прихода весны. В России, на Украине и в Белоруссии в день Сорока мучеников, на Благовещенье или Пасху пекут птичек из теста, называемых жаворонками. «Жаворонков» оставляют в сарае с коровой, несут на скотный двор, где ходят домашняя птица и подкидывают кверху, кормят скотину. Дети и девушки «жаворонков» подбрасывают вверх со словами: «Жаворонки, жаворонки, прилетите, с собой весну принесите!».

Чтобы вызывать прилёт птиц и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из весенних дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны были призвать, приблизить весну.

В Белоруссии и на Смоленщине на Благовещенье «гукали весну» или начинали ее «гукать» и часто гукали ежедневно до первой пахоты: молодёжь забиралась на возвышенные места, на крыши бань, гумен, на поленницы дров со специальными песнями. Иногда «гукание весны» сопровождалось разжиганием костров: на Могилевщине и Гомельщине так «палили зиму», а в Калужской губернии «грели весну». Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь.

Обычаи южных славян

Закликание весны на Благовещенье. Белгородская область 2014

Македонцы и болгары считали, что в полночь накануне Благовещения открываются небеса и является Господь Бог. Болгары из окрестностей города Трявна проводили всю ночь на улице, глядя на небо, чтобы увидеть Бога и попросить о сокровенном желании. Македонцы из окрестностей города Битолы считали, что Богу при этом поклоняются до земли все деревья и кустарники.

Русскому и белорусскому кликанью весны соответствует сербский обычай «Ранило», известный в Поморавье и на Косовом Поле: девушки рано утром на Благовещение взбираются на крыши домов и поют песни с зачином «Рано, на рано...». Вопреки мнению, что до Пасхи нельзя веселиться, Ранило очень радостно отмечали. Празднование, как правило, начиналось в полночь или перед рассветом, исполнением девичьих песен и заканчивалось общим весельем и смехом. Иногда из собранного накануне хвороста и сухих дров разжигали большой костёр, как правило, на возвышенностях и сельских перекрёстках. Огню радовались и прыгали через него мужчины и женщины, а порой дети и старики. Существовал обычай шуметь и стрелять на Ранило — это делалось для здоровья людей, так как считалось, что тогда змеи в этом году не укусят.

Обычаи западных славян

Чехи считают, что Благовещение «возвещает весну, но не прогоняет зиму». В польском Поморье верили, что в этот день прилетают аисты, несущие на своих хвостах ласточек. Ласточек на Благовещение ждали и в Словакии. Словаки считали, что ласточек выпускает из фартука Дева Мария. У лужицких сербов сохранилась старинная примета о необходимости в этот день сеять лён.

Поговорки и приметы

  • Как Благовещенье проведёшь, так и жить будешь целый год.
  • На Благовещенье и на Пасху грешников в аду не мучат.
  • Весна от Благовещенья до Купальницы.
  • Покров не лето, Благовещенье не зима.
  • Благовещенская просвирка в сусеке (хлеба будет больше).
  • Каково Благовещенье, такова и светлая неделя.

Просмотров: 1713

Создан: 2016-02-06

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4740
Комментариев
0