Смоленская церковь (Софрино)

Смоленской иконы Божьей Матери

Смоленская церковь в Софрино, вид с юга

Страна

Россия

Село

Софрино, Пушкинский район, Московская область

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Благочиние

Пушкинское

Архитектурный стиль

московское барокко

Строитель

Ф. П. Салтыков

Строительство

1691—1694 годы

Статус

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010379002

СОДЕРЖАНИЕ
Смоленская церковь (Софрино)

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине — православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII века в селе Софрино Пушкинского района Московской области. Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691—1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево. Новое название — Сафарино — село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968—1969 годах.

В конце 1680-х годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691—1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749—1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731—1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902—1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877—1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.

В 1970-е годы под руководством И. В. Ильенко (1921—1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-х годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Архитектура

Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862—1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.

Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них — световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний — барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго — пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

Просмотров: 2420

Создан: 2016-06-05

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0