Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал |
|
![]() |
|
ДЦС: |
ДЦС-1 Московский |
>Регион ж. д.: |
Московский |
Дата открытия: |
1849 год |
Прежние названия: |
Николаевский вокзал, Октябрьский вокзал |
Тип: |
пассажирская |
Количество платформ: |
8 |
Количество путей: |
12 |
Тип платформ: |
боковая, островные |
Форма платформ: |
прямая, изогнутая |
Архитекторы: |
К. А. Тон, Р. А. Железевич |
Выход к: |
Комсомольская площадь |
Расположение: |
Москва, Комсомольская пл., дом 3 |
Пересадка на станции: |
Сокольническая линия Комсомольская, Кольцевая линия Комсомольская, Москва-Пасс.-Казанская, Москва-Каланчёвская, Москва-Пасс.-Ярославская |
Пересадка на: |
А 40, 122; Тм 7, 13, 37, 50; Тб 14, 22, 41, 88 |
Расстояние до Санкт-Петербурга: |
650 км |
Тарифная зона: |
0 |
Ленинградский вокзал (c 1855 по 1923 Николаевский; c 1923 по 1937 Октябрьский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская. Один из девяти железнодорожных вокзалов и самый старый вокзал Москвы. Расположен на Комсомольской площади.
Другое название станции — Москва-Октябрьская.
Ленинградский вокзал входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.
Станция Москва-Пассажирская Октябрьской железной дороги входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является конечным пунктом главного хода ОЖД Санкт-Петербург — Москва с конечным участком — Ленинградским направлением московского узла. Является тупиковой (нетранзитной).
Единственный московский вокзал и вокзальная станция, относящиеся не к Московской железной дороге, а к Октябрьской.
История
Ленинградский вокзал — памятник архитектуры, охраняется государством. Здание вокзала построено в 1844—1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для петербургского вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году.
В 1934 году Октябрьский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребёнка. В 1948—1950 годы по проекту архитектора А. Н. Душкина были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.
Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположены наземный павильон станции метро «Комсомольская» и здание Московского железнодорожного агентства обслуживания пассажиров (бывшие Центральные железнодорожные кассы). На внутренней площади, образованной этими двумя зданиями и двумя вокзалами, в 2011 году сооружён фонтан со скульптурой Георгия Победоносца.
Ленинградский вокзал имеет 10 путей, 5 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 5 — пригородные поезда. Первоначально вокзал имел дебаркадер, куда заходили поезда. Однако в середине 70-х годов дебаркадер был ликвидирован, а в 1977 году на его месте был выстроен Большой зал Ленинградского вокзала.
С 1955 по 1981 годы на перроне Ленинградского вокзала находился памятник Ленину — бронзовая фигура на гранитном постаменте (скульптор П. П. Яцыно), перенесённая на Лиственичную аллею. В 1975 году в главном зале Ленинградского вокзала был установлен алебастровый бюст Ленина на высоком постаменте (скульптор Л. А. Месс). В ходе проведённой в 2013 году капитальной реконструкции главного зала вокзала бюст Ленина был оттуда убран и перенесён в Музей Октябрьской железной дороги. После реконструкции со шпиля Ленинградского вокзала также исчезла пятиконечная звезда.
В 2001 году на вокзале были установлены барельефы Николая I, Крафта и Мельникова.
Названия
- 1855 — 02.1923 — Николаевский вокзал
- 02.1923 — 1937 — Октябрьский вокзал
- с 1937 — Ленинградский вокзал
Заявление о возвращении исторического названия
9 июля 2009 года пресс-служба РЖД сообщила, что Ленинградскому вокзалу в будущем будет возвращено старое название — Николаевский:
«Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала» |
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» объяснил это решение политикой госмонополии — «историзмом и преемственностью» и пообещал продолжать возвращение вокзалам исторических названий. Также он сообщил, что получил несколько откликов людей, «которые благодарят за это решение и поздравляют».

В СМИ это заявление было воспринято как свершившееся событие.
Русская православная церковь и общественный фонд «Возвращение», по просьбе которых хотели возвратить вокзалу дореволюционное название, приветствовали решение руководства РЖД. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал его «глубоко справедливым», председатель «Возвращения» Юрий Бондаренко сказал, что это «восстановление одной из оборванных ниточек, связывающих нас с дореволюционной Россией».
Ряд общественных объединений расценили приказ о переименовании Ленинградского вокзала как «чрезвычайное происшествие» и «идеологическую провокацию», направленную на «разжигание политической конфронтации». КПРФ намеревалась начать борьбу за то, чтобы приказ Якунина был отменён.
Однако через несколько часов пресс-служба ОАО «РЖД» опровергла сведения о якобы состоявшемся переименовании, сообщив, что окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято, хотя вопрос обсуждается.
Поезда дальнего следования
С Ленинградского вокзала отправляются поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений), Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки и др. Пассажиропоток Ленинградского вокзала равен более 500 человек/час.
С Ленинградского вокзала по состоянию на октябрь 2015 г. отправляются следующие фирменные, скоростные поезда и поезда повышенной комфортности:
Измененные проекты
№ поезда |
Маршрут движения |
№ поезда |
Маршрут движения |
1 «Красная стрела» |
Санкт-Петербург — Москва |
2 «Красная стрела» |
Москва — Санкт-Петербург |
3 «Экспресс» |
Санкт-Петербург — Москва |
4 «Экспресс» |
Москва — Санкт-Петербург |
5 «Двухэтажный состав» |
Санкт-Петербург — Москва |
6 «Двухэтажный состав» |
Москва — Санкт-Петербург |
10 «Псков» |
Псков — Москва |
10 «Псков» |
Москва — Псков |
15 «Арктика» |
Мурманск — Москва |
16 «Арктика» |
Москва — Мурманск |
17 «Карелия» |
Петрозаводск — Москва |
18 «Карелия» |
Москва — Петрозаводск |
19 «Мегаполис» |
Санкт-Петербург — Москва |
20 «Мегаполис» |
Москва — Санкт-Петербург |
25 «Смена — Августин Бетанкур» |
Санкт-Петербург — Москва |
26 «Смена — Августин Бетанкур» |
Москва — Санкт-Петербург |
29 |
Санкт-Петербург — Москва |
30 |
Москва — Санкт-Петербург |
31 «Лев Толстой» |
Хельсинки — Москва |
32 «Лев Толстой» |
Москва — Хельсинки |
34 |
Таллин — Москва |
34 |
Москва — Таллин |
42 |
Великий Новгород — Москва |
42 |
Москва — Великий Новгород |
53 «Гранд-Экспресс» |
Санкт-Петербург — Москва |
54 «Гранд-Экспресс» |
Москва — Санкт-Петербург |
55 |
Санкт-Петербург — Москва |
56 |
Москва — Санкт-Петербург |
61 |
Санкт-Петербург — Москва |
62 |
Москва — Санкт-Петербург |
63 «Две столицы» |
Санкт-Петербург — Москва |
64 «Две столицы» |
Москва — Санкт-Петербург |
91 |
Мурманск — Москва |
92 |
Москва — Мурманск |
127 |
Санкт-Петербург — Москва |
128 |
Москва — Санкт-Петербург |
187 |
Санкт-Петербург — Москва |
||
205 |
Санкт-Петербург — Москва |
206 |
Москва — Санкт-Петербург |
209 |
Санкт-Петербург — Москва |
210 |
Москва — Санкт-Петербург |
257 |
Санкт-Петербург — Москва |
258 |
Москва — Санкт-Петербург |
279 |
Санкт-Петербург — Москва |
||
747 |
«Невский Экспресс» Санкт-Петербург — Москва |
748 «Невский Экспресс» |
Москва — Санкт-Петербург |
751 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
752 |
«Сапсан» Москва — Санкт-Петербург |
753 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
754 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
755 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
756 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
758 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
||
760 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
||
765 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
||
767 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
||
769 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
770 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
771 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
772 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
777 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
778 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
779 «Сапсан» |
Санкт-Петербург — Москва |
780 «Сапсан» |
Москва — Санкт-Петербург |
Пригородные поезда
С Ленинградского вокзала курсируют пригородные электропоезда Ленинградского направления до станций Крюково (Зеленоград), Подсолнечная(Солнечногорск), Клин, Конаково, Тверь.
В кино
- Чародеи
- Святой