Ленинградский вокзал

Ленинградский вокзал

Ленинградский  вокзал

ДЦС:

ДЦС-1 Московский

>Регион ж. д.:

Московский

Дата открытия:

1849 год

Прежние названия:

Николаевский вокзал, Октябрьский вокзал

Тип:

пассажирская

Количество платформ:

8

Количество путей:

12

Тип платформ:

боковая, островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Архитекторы:

К. А. Тон, Р. А. Железевич

Выход к:

Комсомольская площадь

Расположение:

Москва, Комсомольская пл., дом 3

Пересадка на станции:

Сокольническая линия Комсомольская, Кольцевая линия Комсомольская, Москва-Пасс.-Казанская, Москва-Каланчёвская, Москва-Пасс.-Ярославская

Пересадка на:

А 40, 122; Тм 7, 13, 37, 50; Тб 14, 22, 41, 88

Расстояние до Санкт-Петербурга:

650 км

Тарифная зона:

0

СОДЕРЖАНИЕ
Ленинградский вокзал
История
Названия
Поезда дальнего следования

Ленинградский вокзал (c 1855 по 1923 Николаевский; c 1923 по 1937 Октябрьский) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская. Один из девяти железнодорожных вокзалов и самый старый вокзал Москвы. Расположен на Комсомольской площади.

Другое название станции — Москва-Октябрьская.

Ленинградский вокзал входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Пассажирская Октябрьской железной дороги входит в Московский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Октябрьской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является конечным пунктом главного хода ОЖД Санкт-Петербург — Москва с конечным участком — Ленинградским направлением московского узла. Является тупиковой (нетранзитной).

Единственный московский вокзал и вокзальная станция, относящиеся не к Московской железной дороге, а к Октябрьской.

История

Ленинградский вокзал — памятник архитектуры, охраняется государством. Здание вокзала построено в 1844—1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для петербургского вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году.

В 1934 году Октябрьский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребёнка. В 1948—1950 годы по проекту архитектора А. Н. Душкина были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположены наземный павильон станции метро «Комсомольская» и здание Московского железнодорожного агентства обслуживания пассажиров (бывшие Центральные железнодорожные кассы). На внутренней площади, образованной этими двумя зданиями и двумя вокзалами, в 2011 году сооружён фонтан со скульптурой Георгия Победоносца.

Ленинградский вокзал имеет 10 путей, 5 из которых обслуживают поезда дальнего следования, 5 — пригородные поезда. Первоначально вокзал имел дебаркадер, куда заходили поезда. Однако в середине 70-х годов дебаркадер был ликвидирован, а в 1977 году на его месте был выстроен Большой зал Ленинградского вокзала.

С 1955 по 1981 годы на перроне Ленинградского вокзала находился памятник Ленину — бронзовая фигура на гранитном постаменте (скульптор П. П. Яцыно), перенесённая на Лиственичную аллею. В 1975 году в главном зале Ленинградского вокзала был установлен алебастровый бюст Ленина на высоком постаменте (скульптор Л. А. Месс). В ходе проведённой в 2013 году капитальной реконструкции главного зала вокзала бюст Ленина был оттуда убран и перенесён в Музей Октябрьской железной дороги. После реконструкции со шпиля Ленинградского вокзала также исчезла пятиконечная звезда.

В 2001 году на вокзале были установлены барельефы Николая I, Крафта и Мельникова.

Названия

  • 1855 — 02.1923 — Николаевский вокзал
  • 02.1923 — 1937 — Октябрьский вокзал
  • с 1937 — Ленинградский вокзал

Заявление о возвращении исторического названия

9 июля 2009 года пресс-служба РЖД сообщила, что Ленинградскому вокзалу в будущем будет возвращено старое название — Николаевский:

«Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала»

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы» объяснил это решение политикой госмонополии — «историзмом и преемственностью» и пообещал продолжать возвращение вокзалам исторических названий. Также он сообщил, что получил несколько откликов людей, «которые благодарят за это решение и поздравляют».

1860-е годы.

В СМИ это заявление было воспринято как свершившееся событие.

Русская православная церковь и общественный фонд «Возвращение», по просьбе которых хотели возвратить вокзалу дореволюционное название, приветствовали решение руководства РЖД. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин назвал его «глубоко справедливым», председатель «Возвращения» Юрий Бондаренко сказал, что это «восстановление одной из оборванных ниточек, связывающих нас с дореволюционной Россией».

Ряд общественных объединений расценили приказ о переименовании Ленинградского вокзала как «чрезвычайное происшествие» и «идеологическую провокацию», направленную на «разжигание политической конфронтации». КПРФ намеревалась начать борьбу за то, чтобы приказ Якунина был отменён.

Однако через несколько часов пресс-служба ОАО «РЖД» опровергла сведения о якобы состоявшемся переименовании, сообщив, что окончательного решения по вопросу изменения названия Ленинградского вокзала не принято, хотя вопрос обсуждается.

Поезда дальнего следования

С Ленинградского вокзала отправляются поезда, следующие в Санкт-Петербург (две трети всех отправлений), Великий Новгород, Мурманск, Петрозаводск, Псков, Таллин, Хельсинки и др. Пассажиропоток Ленинградского вокзала равен более 500 человек/час.

С Ленинградского вокзала по состоянию на октябрь 2015 г. отправляются следующие фирменные, скоростные поезда и поезда повышенной комфортности:

Измененные проекты

№ поезда

Маршрут движения

№ поезда

Маршрут движения

1 «Красная стрела»

Санкт-Петербург — Москва

2 «Красная стрела»

Москва — Санкт-Петербург

3 «Экспресс»

Санкт-Петербург — Москва

4 «Экспресс»

Москва — Санкт-Петербург

5 «Двухэтажный состав»

Санкт-Петербург — Москва

6 «Двухэтажный состав»

Москва — Санкт-Петербург

10 «Псков»

Псков — Москва

10 «Псков»

Москва — Псков

15 «Арктика»

Мурманск — Москва

16 «Арктика»

Москва — Мурманск

17 «Карелия»

Петрозаводск — Москва

18 «Карелия»

Москва — Петрозаводск

19 «Мегаполис»

Санкт-Петербург — Москва

20 «Мегаполис»

Москва — Санкт-Петербург

25 «Смена — Августин Бетанкур»

Санкт-Петербург — Москва

26 «Смена — Августин Бетанкур»

Москва — Санкт-Петербург

29

Санкт-Петербург — Москва

30

Москва — Санкт-Петербург

31 «Лев Толстой»

Хельсинки — Москва

32 «Лев Толстой»

Москва — Хельсинки

34

Таллин — Москва

34

Москва — Таллин

42

Великий Новгород — Москва

42

Москва — Великий Новгород

53 «Гранд-Экспресс»

Санкт-Петербург — Москва

54 «Гранд-Экспресс»

Москва — Санкт-Петербург

55

Санкт-Петербург — Москва

56

Москва — Санкт-Петербург

61

Санкт-Петербург — Москва

62

Москва — Санкт-Петербург

63 «Две столицы»

Санкт-Петербург — Москва

64 «Две столицы»

Москва — Санкт-Петербург

91

Мурманск — Москва

92

Москва — Мурманск

127

Санкт-Петербург — Москва

128

Москва — Санкт-Петербург

187

Санкт-Петербург — Москва

205

Санкт-Петербург — Москва

206

Москва — Санкт-Петербург

209

Санкт-Петербург — Москва

210

Москва — Санкт-Петербург

257

Санкт-Петербург — Москва

258

Москва — Санкт-Петербург

279

Санкт-Петербург — Москва

747

«Невский Экспресс» Санкт-Петербург — Москва

748 «Невский Экспресс»

Москва — Санкт-Петербург

751 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

752

«Сапсан» Москва — Санкт-Петербург

753 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

754 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

755 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

756 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

758 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

760 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

765 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

767 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

769 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

770 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

771 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

772 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

777 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

778 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

779 «Сапсан»

Санкт-Петербург — Москва

780 «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург

Пригородные поезда

С Ленинградского вокзала курсируют пригородные электропоезда Ленинградского направления до станций Крюково (Зеленоград), Подсолнечная(Солнечногорск), Клин, Конаково, Тверь.

В кино

  • Чародеи
  • Святой

Просмотров: 13622

Создан: 2015-12-19

Источник: Википедия

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0