Леший

Леший
СОДЕРЖАНИЕ
Леший
Внешность
Образ жизни
Леший и человек
Леший и охотники с пастухами
Причина блужданий и исчезновений людей
Прочее

Леший — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Он может являться в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. Лешему приписываются многие лесные звуки, особенно вызываемые ветром. Как хозяин заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных.

Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. К хорошим людям он относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Но лешии не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказничают и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и тому подобное. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека.

Представления о лешем в большом количестве присутствуют у русских (особенно на Русском Севере), в меньшей степени известны в белорусских и украинских традициях, постепенно ослабляясь к юго-западу восточнославянского ареала.

Название

Наиболее распространённое в русском языке по отношению к этому персонажу слово леший означало лесной, лесистый (например, «лешая земля»). Отсюда же другие названия лешего, распространённые в разных регионах — леша́к, лесови́к, лесни́к, лесу́н, полесу́н, дикинький мужичок, лесно́й и даже лес, а в вежливых обращениях к нему — лес праведный, лес честной, лесной дедушка, лесной дядя, лесной житель, лесной хозяин. Лешие женского пола зовутся ле́шая, лешачи́ха,ле́шиха, лешу́ха, лесу́нка, лесо́вка, лесови́ха. Дети леших — лешевики́, лешача́та, ле́ша, леше́ня.

В других славянских языках этот персонаж известен как леший (белор. лешы, польск. leszy, сербохорв. лешиј / lešij, leši, чеш. leši), лесовик (белор. лесавік, сербохорв.лесовик / lesovik, укр. лісовик), лесник (болг. лесник, польск. leśnik, сербохорв. лесник / lesnik), лесовой (сербохорв. лесовој / lesovoj, чеш. lesovij), лесун (белор. лясун), лешак (сербохорв. лешак / lešak), лесной дед (белор. лясны дзед, польск. leśny dziad), лесной мужик (словацк. lesný mužík, чеш. lesní mužík), боровой (польск. borowy), гаевой (польск. gajowy) и др..

Мифологический образ

Представления о происхождении леших размыты. Распространено мнение, что лешими становятся проклятые люди, обменянные нечистой силой дети, умершие некрещёнными, совершившие тяжкое преступление, потомки от брака чёрта и ведьмы — то есть заложные покойники. В народном христианстве лешие, как и вся нечистая сила, рассматривались как творения Дьявола, пытавшегося подобно Богу создать человека, но низвергнутые Богом на землю; или как не представленные Богу дети Адама и Евы.

В народе ко второй половине XX века сложилось представление о том, что лешие стали появляться гораздо реже, а то и вовсе исчезли. Но, тем не менее, леший до настоящего времени остаётся одним из самых популярных персонажей быличек.

Внешность

Облик, в котором леший предстаёт в быличках, указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Как персонификация леса, он может принимать самые различные связанные с ним образы. Представление о нём синкретично: это одновременно и многоликий дух, и животное, и растение, и человек.

По некоторым поверьям рост лешего меняется в зависимости от окружающей его растительности: в лесу он вышиной с самые высокие деревья, а на поляне вровень с травой. Вместе с тем, леший может быть как выше, так и ниже леса по своей воле. Часто лешего представляли великаном, способным перешагивать реки. На Русском Севере существовало представление, что лешие разделяются по размеру на лесовиков, боровиков и моховиков.

Леший может предстать фитоантропоморфным существом с перевесом признаков в ту или иную сторону в каждой реализации. Бывает, что это полностью растительный объект — дерево (почитаемые деревья — сосна, ель, берёза, дуб, указывающая на демоничность осина и др.), куст, пень, лист, мох и т. п. Далее в них начинают проявляются человеческие признаки: форма, ветви как волосы. С другой стороны, антропоморфность может доминировать, а связь с растительностью проявляться в значительных деталях: длинные всклокоченные зелёные волосы как ветви дерева или куста, лишайниковая борода, обросшая мхом одежда древесного цвета и структуры, обросшее мхом лицо, толстая как кора кожа. Наконец, растительные черты могут сокращаться до атрибутов: вплетённые в волосы лешачих зелёные веточки, дубина или батог в руках, зелёная борода и зелёные глаза. Ассоциацию с лесом дополняет способность лешего хлестать человека прутьями, шуметь, гудеть, трещать деревьями.

Леший может предстать и зооантропоморфным существом, опять таки с разной долей признаков. Это может быть животное, причём как дикое — медведь, волк, заяц,ворона, сорока, филин и др., так и домашнее (под воздействием домашних духов) — собака, чёрная кошка, конь, чёрный козёл и др.. Леший часто предстаёт как получеловек-полукозёл (наподобие чёрта): чёрная шерсть по всему телу, небольшие, загнутые витком рожки (у царьков леших они золотые), копыта, длинные волосы на голове и длинная борода. Или это человек с признаками животного: волосатость, одежда из звериной шкуры, когти на руках и ногах, копыта, хвост, крылья, лошадиные узды, животные звуки и др.. Животное может сопровождать лешего: чёрная собачка, чёрный козлик.

Преобладает же антропоморфный образ лешего. Это может быть как гигант, так и обычный с виду человек. Часто леший предстаёт в виде родственника, соседа, знакомого, причём обман бывает раскрывается лишь по приходе домой, когда выясняется, что встреченный в это время был в совершенно другом месте; может принимать образ умершего человека. Распространено представление лешего как старичка с длинными седыми растрёпанными (или зачёсанными налево) волосами и длинной седой (иногда зелёной) бородой, зелёными глазами (или неестественно бледными, даже белыми, или свинцово-синими, или блестящими). Для человеческого образа лешего характерно стремление скрыть своё лицо, нежелание смотреть в глаза собеседнику, отсутствие бровей и ресниц, а иногда и ноздрей или правого уха, или одного глаза (или выпуклые глаза, или правый глаз всегда неподвижен и больше левого, или глаза больше человеческих), синяя кровь и, как следствие, синяя кожа (иногда синий цвет переносится на одежду), когда леший сидит он закидывает левую ногу на правую. Белорусы считали, что у лешего сплющенное, ребром вперёд, длинное лицо, длинная клинообразная борода, один глаз и одна нога, причём пяткой вперёд.

Одет леший как обычный человек. Обычно на нём сибирка, армяк, серый шерстяной домотканый кафтан, кожаная или меховая одежда. Но наиболее характерны для лешего белая одежда на подобие балахона или рясы, с широкими рукавами и также широкая и белая шляпа. По одним версиям он всегда подпоясан, а по другим — всегда без пояса. Типичная обувь лешего — лапти, иногда огромные; часто его застают за их плетением или ковырянием в них сидя на пне при свете луны. Левая пола его одежды запахнута на правую — как у женщин, при этом правая пола может быть «подтыкнута», обувь перепутана — надета не на те ноги. Часто леший предстаёт в форме лесника или солдата. В поздних быличках леший одет в современную одежду: кепку, сапоги или ботинки и др. Иногда он в одежде не характерной для леса, например, в чёрном костюме. В руках у лешего обычно кнут, батог, дубинка или кошёлка. Часто лешего видят голым.

Лешачиха также предстаёт в различных обличьях. Она может выглядеть как обыкновенная женщина, но в оборванной одежде и с распущенными волосами с вплетёнными в них зелёными веточками. Или как высокая дряхлая старуха, опёршаяся на палочку и качающаяся будто в дремоте. Часто лешачих изображают уродливыми, с огромными и длинными грудями, которые они вынуждены закидывать за плечи, чтобы ходить. Сидящий на спине бесёнок, который сосёт грудь, скрыт и согреваем длинными волосами лешачихи.

Леший обладает огромной силой. Он может быть очень тяжёлым, настолько, что лошадь не в состоянии тащить телегу, на которую он сел; рука его также тяжела Спереди и сзади идущего лешего сопровождает сильный ветер, по направлению которого можно определить, куда он держит путь. Ветер этот заметает следы лешего, поэтому, по одной из версий, их никто не видел (но в других историях леший оставляет следы). Существует поверье, что у лешего отсутствует тень. Леший может быть невидим для людей, он может внезапно или постепенно исчезнуть. Рассказывали, что чтобы увидеть истинный облик или невидимого просто так лешего, нужно посмотреть через правое ухо лошади или через борону или хомут. Лошади и собаки чувствуют лешего раньше, чем человек, показывая это своим поведением.

Образ жизни

Народ рассказывал о встречах с лешим по всему лесу и в любое время суток. Согласно поверьям, живут они в лесных трущобах, в сердце пущи. От посещаемых человеком мест, обиталище лешего защищено непроходимым лесом и валежником, незамерзающими даже зимой топями. Вместе с «хозяином» живут его звери и птицы. Туда приходят перед смертью лесные животные. Леший может жить также на старых сухих деревьях (ель, верба), в дупле, в кочке, в корнях вывороченного дерева, в корягах, в лесных избушках, изредка в тайной пещере и даже под землёй. Рядом с логовом лешего человек непременно заплутает. Чаще леший представляется одиноким существом, в каждом лесу только один леший (большие леса могут быть разделены на участки, в каждом из которых свой леший). Но в ряде мифологических рассказов лешие могут собираться вместе, живут семьями и даже деревнями, подобными человеческим: дома леших покрыты кожей, их охраняют собаки, в хозяйстве содержится скот; есть истории о том, что у леших бывают воеводы и цари (в русских заговорах главу леших называли Мусаил-лес, а на Русском Севере — Честной Лес). Есть поверие, что в полночь лешие выходят поиграть, с первыми петухами бегут в «ближайший вершок» и там шумят до вторых петухов, после которых расходятся.

Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его. Леший является пастухом всех лесных обитателей, в связи с чем его изображают старичком с плетью в руках. Он пасёт зверей, заботится об их пропитании, защищает от охотников, спасает от пожаров. Леший распоряжается подвластными ему животными, как своим имуществом, например, он может проиграть их в карты другому лешему — это служило мистическим объяснением массовым миграциям зверей: белок, зайцев и др.. Но нередко леший представлен как покровитель только одного или нескольких видов диких животных, в русской традиции это чаще всего медведи и особенно волки (в последнем случае леший может воплощаться белым волком — вожаком). Дикие яблони зовут «лешовками», предполагая, что леший выращивает их для себя.

Лешему приписываются все явления, вызываемые в лесу порывами ветров: завывания, треск деревьев, шум листьев — это леший свистит, хлопает в ладоши, хохочет, поёт, издаёт звуки животных. Леший часто повторяет сказанные человеком слова — подобно эху, которое в лесу считается откликом лешего. Леший любит висеть и качаться на древесных ветках, почему в некоторых местах его прозвали зы́бочником (зыбка — люлька, колыбель). Он часто сидит на дереве или пеньке и плетёт лапти или изготавливает поделки из дерева. Валящие деревья и срывающие крыши ураганные ветра в некоторых регионах связывали со свадьбами леших. Лешие могут враждовать между собой (говорится о битвах леших друг с другом, в качестве оружия использующих деревья и валуны), с чертями, водяными, полевыми и домовыми.

Ряд дат в народном календаре связаны с лешими. Согласно нему, лешие, как и другие духи, празднуют приход весны и Пасху (лучший подарок для лешего в этот день — пасхальное яйцо). Ночь на Ивана Купала на 24 июня (7 июля) считалась временем, когда активизируется и проказничает всякая нечисть, в том числе и лешии. В ночь под Агафона Огуменника, 22 августа (4 сентября), лешие выходили из леса в поле, бегали по деревням и сёлам, раскидывали снопы по гумнам и вообще творили всякие бесчинства; крестьяне по ночам охраняли от лешего снопы, они ходили на гумно в вывороченной одежде и обводили около снопов круговую черту кочергой, как бы замыкая их оградой. Также особым «срочным днём» лешего считалось Воздвиженье, 14 (27) сентября, когда лешаки сгоняли в особые места лесное зверьё и попадаться им на пути было опасно. На Ерофея-мученика, 4 (17) октября, лешие перестают бродить по лесу, так как проваливаются под землю, откуда появляются вновь лишь весной. Расставаясь на зиму с лесом, лешие в досаде, в недовольстве и тоске бесятся, подымают ветры, ломают деревья, роют землю, разгоняют всех зверей по норам. Ходить в лес в этот день считалось опасным. Однако, в некоторых местах представляли, что лешие остаются в лесу и зимой, вызывая вьюги.

Леший и человек

Лесной хозяин

Фигурка лешего из Историко-культурного музея-заповедника «Заславье» в Белоруссии

Жизнь крестьянина была тесно связана с лесом, зависела от него. В лесу совершался весь цикл земледельческих работ (при сохранении подсечно-огневого земледелия), в лесу пасли скот, заготавливали дерево для строительства и отопления, охотились и ловили рыбу, собирали грибы и ягоды, к лесным промыслам относились гонка дёгтя, смолы, выжигание древесного угля, через лес проходили дороги, наконец, в лесу совершались различные языческие обряды. Но хотя лес и активно использовался человеком, соседствовал с освоенным им пространством, тем не менее оставался неподвластным ему. Он воспринимался как чуждая и опасная территория, место скопления нечистой силы, иной мир.

Отсюда и отношение к лешему, как к лесному хозяину, в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку опасной нечистой силе. С другой, его часто противопоставляли «настоящим» чертям: его негативные действия вызваны не самоцелью загубить человека, а желанием наказать (пусть и смертью) за ненадлежащее поведение в лесу (а иногда и правил человеческого общества). Согласно народным поверьям, лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказничают и шутят, но делают это грубо и зло: они пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут шапки и корзины, незаметно укладывают спать на муравейник, заставляют залезть на дерево, под видом чарки водки подносят еловую шишку, снимают с телеги колёса и др.. Но при этом лешего воспринимали и как доброго и справедливого духа, который просто так человеку не навредит; он может помочь набрать грибы или ягоды, указать дорогу, если его попросят, позаботиться о потерявшемся ребёнке. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота. Множество мифологических рассказов повествует о противоборстве человека и лешего, о поиске компромисса между ними. Двойственное отношение проявлялось и в том, что леший представлялся то сильным, страшным духом, то простым народным чёртом, глуповатым, которого умный мужик легко может обмануть. Как правило, все отрицательные черты, приписываемые лешему, возникают с утверждением христианства на Руси — так называемое отнесение всех духов (русалок, леших, домовых и т. д.) к демонической природе. Те немногие положительные качества лешего, что сохранились в народных поверьях до сих пор, восходят к временам славянского язычества.

Согласно народному этикету, отправляясь в лес следовало помолиться и попросить разрешения войти в него у «хозяина». Согласия лешего следовало просить и на любую деятельность в лесу. Нельзя, отправляясь в лес, говорить, что ты идёшь ненадолго — это решать не человеку, а лешему. Очень опасно перед походом в лес получить проклятье родственника — леший считал, что проклятые люди посулены ему. Лешему не нравится, когда в лесу бранятся, шумят, а тем более свистят — это его прерогатива, он может обидеться и поспешит ответить своим разрушительным свистом. Не стоит передразнивать эхо и откликаться на незнакомый голос — это может оказаться леший. Защищая лес, леший может мешать человеку рубить деревья (прячет топоры, раскидывает поленья), а тем более увечить их без надобности, и охотиться (отводит выстрел, лишает меткости и вообще способности стрелять, заманивает в непроходимые места). Человека, оставшегося ночевать в лесной избушкебез спроса («Пусти, хозяин, не век вековать, а одну ночь ночевать.»), леший старается напугать шумом, криками зверей и птиц, распахиванием дверей и др., и выгнать, может даже убить. Нельзя ложиться на ночлег на тропе, так как может задавить идущий по ней леший или целая свадьба леших. Леший любит погреться у человеческого костра, но, разозлившись, может и раскидать или затоптать его. Ведущего себя плохо в лесу человека леший мог напугать до полусмерти, заморочить видениями, наслать на него болезнь, защекотать до смерти (за последнее его иногда называли щекотуном).

Леший и охотники с пастухами

Лесовик. Эскиз Л. Бакста

Охотники были убеждены, что удача на промысле зависит от лешего, это он распределяет дары леса между людьми. Для успешной охоты можно заключить с лешим договор (лучшим временем для этого считались Пасха и ночь на Ивана Купала): принести ему дар — «первохрестное» пасхальное яйцо, хлеб с солью (со своими волосами или ногтями) и др.; или жертву — свою кровь (из пальца) или первую добычу; или написать кровью договор на бумаге или листе растения. Дар оставляется в корнях вывороченного дерева или на перекрёстке лесных дорог, при этом человек должен снять пояс (оберег) и крест (отказ от христианства). Леший может сам указать охотнику, как заключить договор. Человек обещал выполнять определённые условия, например, не брать добычи больше, чем определенно или не ходить на охоту в определённые дни и т. п. Договор с лешим необходимо хранить в тайне. Помимо этого для закрепления удачи на охоте использовались заговоры с обращением к лешему. Выполняя договор, лесной хозяин приводит под ружьё охотника «стада» животных или загоняет их в его ловушки, также делает выстрел всегда метким. Человек нарушивший договор или его тайну лишается покровительства лешего и может понести серьёзное наказание — болезнь или даже смерть. Сделка с лешим означала, что охотник отдаёт себя в его власть и, с закреплением христианства, всё чаще приравнивалась к продаже души чёрту.

Согласно поверьям, скот в лесной местности пасёт не столько пастух, сколько леший. Чтобы оберечь скот от лешего, пастух в начале сезона совершает ритуальный «обход» («отпуск») скота — обходит стадо трижды с магическими предметами, произнося заклинание. Если отпуск совершён с ошибками, то леший, обиженный на применение против него магии, может попытаться отомстить людям — погубить как можно больше скотины, именно по этому крестьяне предпочитали ритуалу отпуска против лешего договор с ним. Для последнего нужно было на Егория, 23 апреля (6 мая), или около Николина дня, 9 (22) мая, в ритуальных целях обойти стадо с крестом, загнать его в лощину, а самому сесть на осиновые пень или поваленную берёзу и вызвать лешего с помощью магической формулы, пообещав ему приношение — пасхальное яйцо, хлеб с солью или одну-две коровы. Лешего можно и не вызывать, а просто положить подарок ему под берёзу, которая на тебя «посмотрит». Корова, обещанная лешему, считалась «завещанной» — она должна была пропасть в лесу в течение сезона. Договор с лешим заключался при помощи строго определённой формулы-заговора, однако текст её, по ряду причин, никому записать не удалось. Также для закрепления договора пастух оставлял в лесу запертый на ключ замок, считалось, что когда коровы пасутся, леший отпирает его, а когда им надо идти в деревню — запирает. После заключения договора леший исправно пас скот — либо сам, либо обязывал делать это своего помощника или лешачиху. Пастуху даже не нужно было после этого ходить в лес с коровами — весь день он занимался своими делами, отвлекаясь лишь на выгон и загон скота. Причём пастух мог по своему желанию, протрубив, вызвать любую скотину из леса. На заключившего договор с лешим пастуха налагались определённые ограничения: ему нельзя было смотреть за скотом в лесу, бить его, убивать лесных животных, ломать деревья, собирать ягоды (особенно чёрные) и грибы, ругаться в лесу, стричь волосы и ногти, давать другим людям свои трубу и батог, прикасаться к другим людям (здороваться за руку, есть из одной посуды, мыться вместе в бане, спать с женой), видеть мертвецов и новорожденных; также было запрещено в течение сезона продавать скотину из стада, чесать шерсть у овец, нарушать целостность изгороди. Нарушение этих табу вело к разрыву договора, что приводило к гибели скотины, а то и пастуха.

Леший мог похищать у людей скот, особенно тот, который прокляли, послав «к лешему». Леший мог наказать за беспечное отношение к скоту, оставленному без присмотра со словами, что мол никуда не денется — ведь это решать не человеку, а лешему. Скотина могла пропасть, если попадала на место, которым прошёл леший. Леший мог «привязать» скотину к дереву, так что она не могла от него отойти, хотя съела вокруг всю траву и голодала. Или даже «закрыть» («спрятать») животное, как бы поместив его в иной мир, причём ищущие люди могут слышать где-то поблизости колокольчик коровы. Или леший заводит животное в глухое, труднодоступное место. Леший мог наслать на скотину, которую пас плохой пастух, диких животных — волков, медведей. Чтобы найти пропавшую скотину, крестьяне предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» («отворачивания»): ночью или рано утром шли на перекрёсток лесных дорог (или посылали «знающего» человека), где пытались договориться с лешим. Для этого ему преподносили дар — яйцо, хлеб с солью и др., завёрнутые в чистый кусок ткани, перевязанный красной ниточкой, молили его или угрожали ему магией («закрестить» все дороги в лесу, перевязать все деревья) или заступничеством святых. Если пропавшая скотина не была «завещана» лешему, то она либо сама вскоре возвращалась, либо леший говорил, где её можно найти, либо поведывал о её судьбе (загрызли звери, украл кто-то из людей, гуляет не в лесу). Также леший мог покалечить скотину.

Причина блужданий и исчезновений людей

Леший рассматривается как первопричина блуждания человека по лесу, в связи с чем его также называют блуд, шату́н, мани́ло и води́ла. Человек не может найти дорогу, потому что леший «обошёл» его, как бы замкнул невидимой круговой чертой. Заблудится и тот, кто «перейдёт след лешего», попадёт на его тропу. Леший может закрыть тропу преградой-наваждением: буреломом, рекой и др. А может закрыть и самого пропавшего человека — люди слышат, что он где-то рядом, а найти не могут. Леший может «привязать» человека к дереву, в котором он живёт, в таком случае путник, блуждая, всё время возвращается к нему. Он может сфальсифицировать приметы: прикинуться ориентиром, по которому человек замечал путь, или деревом, на котором мох или короткие редкие сучья растут не на северной стороне, как полагается, а на южной. Охотника леший может завести в чащу, прикинувшись ускользающим животным, иногда диковинным. А может заводить голосом знакомого, плачущего ребёнка или умирающего. Леший может принимать образ знакомого или просто неизвестного попутчика и, отвлекая разговорами или суля показать места богатые грибами или ягодами, заводит в непроходимое место, после чего исчезает. Его появление в таких случаях часто связано с тем, что человек мечтал о попутчике. Заблудившийся человек оказывается в незнакомом месте, которое в бытовом плане понимается как труднодоступное, а в мифологическом — как иной мир. Впрочем, когда чары спадают, человек может обнаружить себя совсем недалеко от знакомых мест. Также, прикинувшись знакомым человеком, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать и не откликаясь. Исчезает этот спутник внезапно, часто на границе с культурным миром — при переходе через мост или изгородь, при этом обычно хохоча.

Избавиться от лешего, если он воспринимается как нечистая сила, могут помочь молитва, крёстное знамение, упоминание бога, в случаях же восприятия лешего как древнего божества вернее действует матерная брань, также можно попытаться рассмешить лешего. Чтобы закончить разговор с лешим необходимо произнести «заднее слово», то есть то, которое он (или же сам человек) сказал первым, как бы замкнув словесный круг. Оберегами от лешего служат соль и огонь, очерченный «магическим» предметом круг, лутошка (очищенная от коры липовая палка), головешка. Леший боится собак и трёхцветных кошек. Лешего можно прогнать ударом наотмашь. Он боится огнестрельного оружия, особенно заряженного медными пулями-пуговицами. Чтобы избавиться от чар лешего, заблудившемуся необходимо снять с себя всю одежду и надеть её наоборот: наизнанку, задом наперёд, поменять местами обувь, перевернуть стельки и т. п. При этом раздеваясь необходимо громко браниться и выбивать одежду о дерево, а одеваясь — читать молитву и произносить заговор. Аналогично, если потерялся, ездя на телеге, следует перезапрячь лошадей наоборот. Также можно было попытаться выйти из леса задом по собственным следам. Также лешего можно просто попросить указать дорогу.

Подобно другим демоническим персонажам, леший может похищать людей. Пропасть могут люди любого возраста и пола. Чаще всего поводом для похищения становится проклятье, особенно родительское, в виде посылания «к лешему». Если проклятого ребёнка удаётся окрестить, то леший ждёт, когда ему исполнится 7 лет, после чего сманивает в лес. Лешие также заманивают детей, которым плохо живётся в своей семье, добрым отношением, поэтому они называют лешего «добрым дядюшкой». Взамен похищенного младенца лешие иногда кладут в колыбель «подменыша» — связку соломы или полено, иногда же оставляют своё детище, принимающее образ похищенного ребёнка, но искажённый, уродливый, подменыш злой, много орёт, не умеет ни ходить, ни говорить, не проявляет признаков интеллекта; через некоторое время он исчезает или умирает или по достижении одиннадцатилетнего возраста убегает в лес, а если остаётся между людьми, то делается колдуном. Похищенных же детей лешие воспитывают: по одним рассказам они получают тайные знания и становятся колдунами и знахарями, а по другим — дичают, перестают понимать речь, носить одежду, обрастают мхом и корой. Зачастую они становятся невидимыми для людей, хотя сами видят родных, слышат их разговоры, переживают разлуку, но открыться не могут. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Если же от лешего рождает женщина живущая в деревне, то её ребёнок вскоре исчезает. Леший также может похитить человека с целью превращения в раба. По другим рассказам «похищенные» (заблудившиеся) люди погибают от изнеможения, голода, падения в яму или попадания в трясину.

Защититься от похищения можно сразу же после проклятия, используя христианские (помолиться, перекреститься, вспомнить бога, совершить молебен) или языческие средства (сказать «чур меня», произнести заговор, произвести обряд «отведывания»), а то и просто вовремя спохватившись и догнав «уносимого» в лес. Чтобы найти пропавшего в лесу человека, люди совершали тот же обряд «отведывания» («отворачивания»), что и в случае с пропавшим домашним животным, только дары были несколько ценнее — не только хлеб с солью, но и блины, пироги, горшок с кашей, кусок сала. Если с лешим удалось договориться, то он показывал пропавшему дорогу или даже сам выводил его из леса, или «открывал» его ищущим — пропавший мог оказаться в том месте, где его уже безрезультатно искали. Помощь против лешего родственники искали и у домового, обращаясь к нему, «гаркая» в трубу. Существовало поверье, что похищенный, чтобы вернуться домой, не должен был есть пищу леших (но в других рассказах люди угощались у лешего и возвращались, но взятая ими с собой еда превращалась в шишки, мох и т. п.). Леший мог вернуть давно похищенного им человека, если ему помог другой человек. Вернувшиеся от лешего меняются. Они избегают людей, учатся заново говорить, повреждаются умом. Или наоборот, они становятся сосредоточенны и серьёзны, приобретают способности к колдовству, предсказанию своей и чужой судьбы, общению с духами (лешими, домовыми). Вернувшихся тянет обратно в лес. Они не рассказывают всего о своём пребывании у лешего, так как за это они могут поплатиться жизнью. У девушек влияние похищения проходит после свадьбы. Отмечают связь похищения со смертью, а леса — с царством мёртвых.

Прочее

Чтобы вызвать лешего, необходимо нарубить молодых берёзок, сложить их в круг верхушками в центр, стать в круг, снять с себя крест и громко крикнуть «Дедушка!». Также можно затупленным топором срубить в лесу сосну в обхват, чтобы она, падая, повалила две осины, встать на них лицом к северу и призвать лешего. В ночь наИвана Купала можно срубить осину, так, чтобы она упала на восток, встать на пенёк лицом на восток, нагнуться, посмотреть промеж ног и произнести: «Дядя леший! Покажись ни серым волком, ни чёрным вороном, ни елью жаровою, покажись таким, каков я.» Считалось, что вызвать лешего также можно словами «Приходи завтра!»

Леший может предсказать судьбу встретившемуся ему человеку. Считалось, что в Великий четверг можно прийти в лес, сесть на старую берёзу и спросить у появившегося лешего о будущем. Был распространён ритуал гадания, чаще всего на Святки, ночью в лесу, обычно на перекрёстке. Гадающие очерчивали вокруг себя магическим предметом (кочергой, лучиной и пр.) три круга-ограды или очерчивали шкуру животного, на которую садились, клали рядом с собой кусочек хлеба и иногда другие предметы и спрашивали у лешего, что случиться в будущем году. Ответом служили различные лесные звуки, в которых людям «чудился» смысл. Считалось, что леший соглашался ответить только на три вопроса. За несоблюдение ритуала гадающий мог жестоко поплатиться.

Известны бывальщины, в которых леший мог беспрепятственно общаться с людьми: приходить в кабак и пить водку, нанимать человека в работники и др. Иногда леший принимает помощь от человека и затем щедро благодарит его: просит научить играть его на гармони; просит лесорубов угостить его пирогами; повивальная бабка помогает в родах лешачихе; охотник освобождает связанного своими собратьями лешего, а тот в знак благодарности идёт вместо него в солдаты; женщина позаботилась о лежащем в лесу голом ребёнке леших, за что лешачиха подарила ей угли, превратившиеся в монеты; человек молитвами помогает лешему справиться с чертями.

Родственные персонажи

«Чудо лесное, поймано весною». Рисованный лубок XVIII века

В лешем просматриваются некоторые признаки бога грозы Перуна: в бурю он валит деревья, поёт-шумит, хохочет подобно раскатам грома, лешачата в это время выбегают играть. Подчас леший прямо изображается властителем стихий.

Как у покровителя пастухов и домашних животных у лешего возможна связь со «скотьим богом» Велесом (Волосом) и христианскими святыми, на которых перешли в двоеверии функции последнего: святым Власием, Георгием Победоносцем, Николаем Угодником и др. Как покровитель одного из видов диких животных (чаще всего волков) леший являлся восприемником функций тотемного предка. С этим образом также преемственно связаны южнославянский персонаж, называемый волчьим пастырем, украинскийлисун и русский Егорий Храбрый.

Леший имеет тесное родство с духом-хозяином полей — полевым: предполагается отделение полевого от лешего в процессе отхода людей от подсечно-огневого земледелия (обособление поля от леса) и повторное слияние с ним при растворении мифологической традиции. Белорусы считали, что помимо обычных леших существуют пущевики, живущие в девственной пуще и губящие проникающих туда людей. Упоминаемые выше названия лешего блуд, манило и т. п. и боровик или боровой (старичок — хозяин грибов, живущий под ними и ими же питающийся) в некоторых местах могут рассматриваться уже как отдельные персонажи. Под взаимным влиянием находились образы «злого» лешего и чёрта.

Русский образ лешего оказал влияние на образы духов леса российских народов: арзюри у чувашей, ворса у коми, нюлэсмурт у удмуртов,пицен у сибирских татар, шурале у казанских татар и башкир, менкв у хантов и манси и другие. Сходными персонажами в других мифологиях являются греческие сатиры, римские фавны, немецкие лесные и моховые люди. Слово «леший» часто используется для перевода на русский названий различных лесных существ и духов в иностранных языках.

В искусстве

Леший является популярным персонажем славянских народных и литературных сказок, фильмов и мультфильмов, славянского фэнтези. Его образ встречается в песнях и на картинах.

Фильмы:

  • «Лесная песня» (1961) — роль исполняет Владимир Рудин.
  • «В тринадцатом часу ночи» (1969) — роль исполняет Спартак Мишулин.
  • «Весёлое волшебство» (1969) — роль исполняет Валентин Брылеев.
  • «Золотые рога» (1972) — роль исполняет Алексей Смирнов.
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — Георгий Штиль.
  • «Андрей и злой чародей» (1981) — роль исполняет Михаил Кононов.
  • «Лесная царевна» (2004) — роль исполняет Виктор Сергачёв.
  • «Реальная сказка» (2011) — роль исполняет Георгий Штиль.

Мультфильмы:

  • «Новогодняя ночь» (1948) — роль озвучивает Георгий Милляр.
  • «Новогодняя сказка» (1972) — роль озвучивает Ефим Кациров.
  • «Приключения домовёнка» (1977)
  • «Уважаемый леший» (1988)
  • «Глаша и Кикимора» (1992) — роль озвучивает Юрий Волынцев.

Пьесы:

  • «Снегурочка» (1873) Александра Островского.
  • «Лесная песня» (1911) Леси Украинки.
  • «Бессмертный кощей» (1978) Василия Белова.

Прочее:

  • Песни группы «Король и Шут»: «Леший обиделся» из альбома «Камнем по голове» (1996) и «Парень и леший» из альбома «Как в старой сказке» (2001).

Просмотров: 8570

Создан: 2015-11-27

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
409
Зарегестрировалось
4738
Комментариев
0