Ростральные колонны (Санкт-Петербург)

Ростральные колонны (Санкт-Петербург)

Вид на Ростральную колонну со стороны Дворцового моста (Брэнсон Де Ку, 1931)

Страна:

Россия

Санкт-Петербург:

Васильевский остров, Биржевая площадь

Автор проекта:

Тома де Томон

Архитектор:

Тома де Томон, Жан

Строительство:

1805—1810 годы

Статус:

Объект культурного наследия РФ № 7810141003, № 7810141004

Высота:

Высота каждой колонны 32 метра

СОДЕРЖАНИЕ
Ростральные колонны (Санкт-Петербург)

Ростральные колонны — архитектурные сооружения в центре Санкт-Петербурга, на Стрелке Васильевского острова. В XIX веке выполняли функцию фонарей (не маяков!) порта северной столицы.

История

Ростральные колонны были возведены в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей. Это олицетворение показывает мощь и величие морского флота государства, а также отсылает к древнеримскому обычаю украшать колонны рострами (лат. rostra, множественное число от лат. rostrum, нос корабля) поверженных (трофейных) вражеских кораблей.

Над проектом также работал знаменитый каменотёс Самсон Суханов, выходец из бедных крестьян Вологодской губернии. Статуи у подножия колонн выполнены скульпторами Ж. Камберленом и Ж. Тибом. Открытие состоялось в 1815 году. Фонари зажигались ночью и в туман и служили до 1885 года.

Строение

Южный маяк указывает путь в Большую Неву. У подножия колонн расположены две мужские и две женские фигуры, которые, согласно распространенной гипотезе, аллегорически представляют великие реки России: у северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Однако эта гипотеза не имеет обоснования, сам Тома де Томон писал: «база каждой колонны украшена огромными фигурами, которые символизируют божества моря и коммерции». Статуи были выполнены по моделям французских скульпторов И.Камберлена и Ж.Тибо, которым благоволил архитектор. В качестве материала для скульптур сначала была выбрана бронза, но из-за сложности её обработки выбор пал на пудостский известняк, добывавшийся в посёлке Пудость Гатчинского района. Мягкий и эластичный в земле, известняк быстро твердеет после извлечения на поверхность, создавая прочную и величественную основу. Камберленом была выполнена мужская фигура у северной колонны, остальные сотворены Ж.Тибо.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, ведущая на верхнюю смотровую площадку с огромной чашей-светильником и металлической треногой, удерживающей её. В чашу заливали конопляное масло, дающее огромный огненный столб, указывающий путь кораблям во мраке ночи или пелене тумана. Так было до 1896 года, в котором к колоннам подвели электричество. В 1957 году к маякам из соображений экономии подвели газ и теперь, в наши дни зажигают только по особым торжественным случаям.

Взломы

Ночью 7 июня 2011 года южная Ростральная колонна была открыта неизвестными с целью руфинга, памятник архитектуры не пострадал.

Ночью 23 августа 2011 года неизвестный мужчина, проникнув внутрь одной из ростральных колонн, открыл вентиль газового трубопровода и зажег на ней огонь. Как сообщили в правоохранительных органах, прибывший на место пожарный расчет перекрыл трубопровод и потушил факел. В результате инцидента никто не пострадал.

Просмотров: 3037

Создан: 2016-01-01

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4752
Комментариев
0