Успенский собор (Кирилло-Белозерский монастырь)

Успенский собор (Кирилло-Белозерский монастырь)

Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря

Страна

Россия

Город

Кириллов

Конфессия

Православие

Дата основания

1497 год

Приделы

Церковь равноапостольного великого князя Владимира, церковь епископа Епифания Кипрского, церковь игумена Кирилла Белоезерского

Статус

Объект культурного наследия РФ № 3510152022

СОДЕРЖАНИЕ
Успенский собор (Кирилло-Белозерский монастырь)

Успенский собор с папертями — центральный храм архитектурного ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря.

История

Первое здание Успенского собора было деревянным, его построила в 1397 году артель древоделов. Но так как церковь была небольшой и со временем обветшала, то после смерти Кирилла, во время управления монастырём игуменом Трифоном была построена новая Успенская церковь. Она была также деревянная и «украшенная иконами и иными красотами». Это здание сгорело во время сильного пожара между 1462 и 1497 годами.

Нынешнее здание Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря — одна из первых каменных построек в Белозерье. Существующий собор построен в 1497 году артелью ростовских мастеров, после того как сгорела деревянная Успенская церковь монастыря. Считается, что два храма-предшественника также создавались ростовскими зодчими. В последующем собор неоднократно подвергался перестройкам, в XX веке активно реставрировался (реставрация продолжается на май 2011 года).

Архитектура

Успенский собор (кубический, четырехстолпный, одноглавый) — один из трёх северорусских соборных храмов, построенных ростовской артелью на исходе XV века. Второй собор сохранился в Ферапонтовом монастыре, а третий, на Каменном острове, был взорван при Сталине. Все три памятника имеют между собой много общего, ибо продолжают традиции раннемосковского зодчества (средневекового зодчества Московского княжества).

Изучение Успенского собора позволяет получить представление об архитектуре Северо-Восточной Руси до воздействия на неё итальянской школы. Отличительные особенности проявляются в масштабе, пропорциях, объёмно-про­странственной композиции и деталях.

Реставрация

Успенский собор

Первый план реставрации собора был составлен Николаем Константиновичем Никольским. В 1919 году Всероссийская комиссия, работавшая в Кирилло-Белозерском монастыре, выявила и законсер­вировала 75 наиболее ценных икон. Была расчищена храмовая икона «Успение» (реставраторы П. Юкин, В. Горохов).

В 1924 году был организован местный музей, решение о создании которого было принято в 1919 году. В 1920—1930 годах над исследованием и реставрацией памятников монастыря работал архитектор В. В. Да­нилов. В 1958 году под его руководством был разобран простенок XVIII века, разделявший пространство северной паперти на два компартимента. В результате были вновь открыты фрагменты стенописи XVII века, находившиеся под поздней кладкой.

С 1953 года и до настоящего времени изучением и реставрацией памятников монастыря занимаются архитекторы-реставраторы ЦНРПМ (б. ЦНРМ, ВПНРК). Ведущая роль здесь принадлежала архитектору С. С. Подъяпольскому. По комплексу Успенского собора в 1963 году им был раз­работан «Эскизный проект реставрации», который включал в себя предложения по северной и западной папертям. В этом же проекте была разработана графическая реконструкция первоначального вида Успенского собора и северной паперти, потребовавшая в дальнейшем лишь незначительной кор­рекции. Более существенную эволюцию совершили взгляды рестав­ратора на общую направленность восстановительных работ, если сравнить положения «Эскизного проекта» с соответствующим разделом «Эскизного проекта реставрации и приспособления архитектурного комплекса Кирилло-Белозерского монастыря» 1975 года, разработанного в соавторстве с Н. В. Каменевым. В более раннем проекте предлагалось восстановить шлемовидную главу собора, покрытие собора по кокошникам, первоначальное покрытие апсид и т. п., то в более позднем проекте эти предложения не фигурируют. Было сочтено более целесообразной «ограниченную» реставрацию собора «с ликвидацией наиболее грубых позднейших наслоений», «с максимальным выявлением художественных особенностей интерьера при сохранении позднейших пристроек, главы XVIII века и прямоскатной кровли».

С 1957 года производство ремонтно-реставрационных работ в Кирилло-Белозерском монастыре вела Вологодская СНРПМ, которая с 1971 года. вошла в объединение «Росреставрация». За это время по Успенскому собору и папертям были проведены следующие основные ремонтно-реставрационные работы:

  1. осуществлена частичная вертикальная планировка собора;
  2. восстановлена древняя форма городчатого завершения окон барабана и «плечики» их проёмов;
  3. восстановлено окно в формах XVII в. на западном прясле южного фасада собора;
  4. настлан деревянный пол в северной паперти;
  5. отреставрирован крест главы собора;
  6. проведены консервационные работы по главе собора;
  7. заменено медными листами прежнее покрытие железом кровель чет­верика, алтаря, северной и частично западной паперти;
  8. проведена побелка фасадов собора и северной паперти;
  9. заложен позднейший проем из жертвенника собора в придел Владимира, на месте которого восстановлена древняя ниша.

С конца 1960-х годов работы по иссле­дованию и реставрации иконостаса и памятников древней иконописи, происходящих из Успенского собора, ведела группа специалистов ВНИИР, во главе с О. В. Лелековой. С 1970 года раскрытие стенописи Успенского собора и связанный с этим комплекс реставрационных мероприятий систематически проводила бригада художников-реставраторов объединения «Росреставрация», которую возглавлял И. П. Ярославцев. К 1981 году полно­стью реставрирована стенопись главы и барабана собора.

В связи с проводимыми реставрационными работами многочисленные предметы декоративно­го убранства интерьера (киоты, светильники и т. д.) перенесены на хранение в запасники музея.

Иконостас и святыни

Успенский собор является сокровищницей памятников станковой и монументальной церковной живописи XV—XVII веков. Среди них — иконостас, внутренние росписи собора и северной паперти. Заслуживает внимания коллекция произведений декоративно-прикладного искусства.

До наших дней почти полностью дошёл пятиярусный иконостас Успенского собора XVIII века. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60-ти уцелевших икон XV-XVIII веков 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковке и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года последняя часть икон была возвращена в Кириллов.

Просмотров: 1819

Создан: 2016-04-26

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0