Дмитриевская суббота

Дмитриевская суббота

Родительский день в Белоруссии. XIX век.

Тип:

Христианский / народно-христианский

Иначе:

Поминальная, Вселенская суббота (Костромская губ.), «Змітраўка» (белор.), серб. Митровске задушнице

Установлен:

по преданию (не ранее XVIII века) — Дмитрием Донским в память о войнах, погибших в Куликовской битве

Отмечается:

в Русской православной церкви и восточными славянами, в Сербской православной церкви и сербами

Традиции:

служение панихид по умершим, посещение кладбищ

Связан с :

Дмитриевым днём

СОДЕРЖАНИЕ
Дмитриевская суббота
Поговорки и приметы

Дмитриевская суббота — день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота в богослужебном уставе Русской и Сербской православных церквях. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 26 октября (8 ноября).

В народном календаре православных славян последний поминальный день в году, когда поминают усопших предков. В субботу перед Дмитриевым днём на Руси справляли прощальные (в отличие от весенних: радоницких и троицких) поминки по усопшим. В центральном Полесье поминки в пятницу бывали постными и назывались «дедами», а в субботу скоромными и назывались «бабами». Дмитровская неделя называется родительской, дедовой. В Литве и Белоруссии этот день назывался «Пиром козла», где первенствовал козляр, гусляр, жрец и песнопевец.

История установления

Русская православная церковь считает, что поминовение усопших в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского была установлена после после тяжёлой и кровопролитной битвы на Куликовом поле князем Дмитрием Донским. Куликовская битва завершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, князь Димитрий Иоаннович по возвращении с битвы посетил Троице-Сергиеву лавру. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой.

С величайшей радостью возвратился в Москву великий князь, получивший за столь славную победу над татарами прозвище Донского, и немедленно отправился к преподобному Сергию. Прибыв в обитель, он от всего сердца воздал благодарение Господу, «Сильному во бранех», благодарил святого игумена и братию за молитвы, рассказал преподобному подробно о битве, повелел служить заупокойные литургии и панихиды за всех воинов, убиенных на Куликовом поле…

— Димитрий Ростовский. Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца

В русских рукописных литургических текстах Дмитриевская суббота упоминается крайне редко — только в «оборных Чиновниках» и «монастырских Обиходниках». В последних под ней указывается поминовение только усопшей монастырской братии. Первое письменное упоминание Дмитриевской родительской субботы как дня поминовения всех усопших православных христиан содержится в сборнике новгородского происхождения XV века. При этом по письменным источникам ещё в XVII веке Дмитриевская суббота, предположительно, не связывалась с поминовением воинов, погибших в Куликовскую битву.

В середине XIX веке святитель Филарет (Дроздов) писал:

О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим.

В XIX веке мнение о связи Дмитриевской субботы и памяти воинов, погибших в Куликовской битве, становится общепринятым, и в 1903 году был издан императорский указ о совершении в этот день в войсковых частях панихиды по воинам «за веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим».

Славянские традиции

Сербские задушницы. Ранее 1918 года

Перед родительским днём чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Празднование начиналось вечером в пятницу, в избах: после ужина семьи хозяйка накрывала стол новой скатертью, ставила еду и приглашала предков. В субботу готовили кутью, блины, яичницу, мясо, а также яства, особенно любимые их предками. В этот день каждая хозяйка заботилась особенно, чтобы наготовить побольше разных кушаний. У богатого мужика жена готовила не менее двенадцати блюд. Встречаются указания, что ко дню поминовения родителей выкармливалась и закалывалась свинья. За обедом откладывали по одной ложке в отдельную посуду, которую оставляли на ночь. Также наливали в отдельную посуду воду и вешали рушник (полотенце), чтобы ночью «души умерших умылись и пообедали». Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми могло гордиться не одно поколение этого рода.

Дмитровскую субботу проводили торжественно: ходили на могилы своих усопших родственников и служили здесь панихиды, устраивали богатые подношения церковнослужителям. Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родных. «Родительская справлялась, что называется, честь-честью. Приготовляется к ней деревенщина-посельщина, словно к какому великому празднику: пива варит, меда сытит, пироги печёт, кисели заготовляет разные — поминальщикам да причту церковному на угощение, усопшим родителям-сродственникам на вспомин души».

Во многих местах России поминовение усопших в Дмитриевскую субботу совершалось на могилах и сопровождалось «причитаниями, пьянством и разгулом». Бытовал обычай, по которому повенчавшиеся в октябре пекли к этому дню особые «поминальные пироги» и относили их на кладбище, оставляя там на могилах.

В Вятской губернии в Дмитриевскую субботу или другой осенний праздник молили старую наседку, трижды высидевшую цыплят (троецыплятница, куретёна): птицу закалывали и устраивали трапезу для вдов и старух.

В ночь на субботу у сербов, черногорцев и македонцев на стол ставили хлеб, освящённую воду и вино, так как верили, что в полночь придут души умерших. У хорватов подобный обычай существовал в «день душ» или «день мёртвых» (хорв. dusnidan, mrtvi dan) 2 ноября. Македонцы называли этот день — «митровденска задушница, митровски мртвен». Так же, как у соседей католиков (хорватов и словенцев), было принято ходить на могилы предков и зажигать на них свечи, приносит питьё и еду для умерших. В Сербии и Черногории пекли небольшие хлебцы для покойникам, причем различные по форме для мужчин и для женщин.

В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота (серб. Митровске задушнице, затворне задушнице) входит в число четырёх главных поминальных суббот в году. В сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днём местами совершались в пятницу, а не в субботу.

Болгары осенний поминальный день (задушницы) также отмечают в субботу перед Димитровым днём, реже после него (болг. Димитровска задушница, голяма задушница, страндж. Митровско одуше, есенско одуше) или в субботу перед Михайловым днём, 8 ноября (болг. Архангелова, Рангелова задушница, Рангелска душница, Архангелска одуша, капанск. душна събота). Осенняя задушница может считаться в тех или иных регионах главной задушницей года.

Поговорки и приметы

  • Дмитриева суббота — кутейникам работа.
  • Покойнички на Русь Дмитриев день ведут; покойнички ведут, живых блюдут.
  • На дедовой неделе и родители вздохнут.
  • Жили деды́ — не знали беды, а внуки познали муки (белор. Жылі дзяды — не бачылі бяды, а ўнукі набраліся мукі).
  • Дмитриева суббота по снегу, и святая по снегу.
  • Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

Просмотров: 1046

Создан: 2016-02-17

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4740
Комментариев
0