Петров день

Петров день

И. М. Танков. Сельский праздник. 1790-е гг.

Тип:

народно-христианский

Иначе:

Петры и Павлы, Праздник солнца, Петровские гулянья

также:

День святых первоверховных апостолов Петра и Павла (церк.)

Значение:

проводы пролетья

Установлен:

имеет древние корни

Отмечается:

восточными и южными славянами, христианами

Дата:

29 июня (12 июля)

Празднование:

гулянки Петровы, водили хороводы и качались на качелях, наблюдали как «солнце играет»

Традиции:

братчины, тёщи зятьёв угощали, умывались «петровой водицею»

СОДЕРЖАНИЕ
Петров день

Петров день — народно-христианский праздник, отмечаемый 29 июня (12 июля) . В народном календаре славян это время окончания «купальских празднований» и летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня.

Другие названия

Пётр-Павел, Петрок, Петры и Павлы, Праздник солнца, «Розыгры» (Полесье), Ярилин день, Петровские жары, Петровские гулянья, Петры-рыболовы, Рыболов, Облупа (тульск.), Навозница, Межипарье, Междупарье, Петров день — разговенье, Петровки, Праздник покровителя полей, Петровские торги, Петровская дань, Петраки; белор. Пётр і Павел, Пятрок; укр. Петрів день, Пе́тра, Петр, Петро-Павла, Петропавлов день, Свято Петра й Павла, День Петра і Павла; серб. Петровдан; болг. Петровден.

Славянские обычаи

Петру и Павлу молятся об исцелении от горячки и лихорадки. Перед Касперовской иконой Божией Матери молятся при расслаблении, припадках, сумасшествии.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, знаменующий полный расцвет природных сил.

Лето местами отсчитывалось с Петрова дня: «Пётр лето зачинает, Илья лето кончает» (заонеж.). Петров день — «верхушка» лета, наступают жаркие дни. О ненужных предметах и предложениях сохранилась ироничное выражение: «Нужен, как на Петров день варежка!».

Петров день — проводы весны (пролетья) и встреча «красного лета». Существовал обычай на Петров день устраивать «гулянки Петровы», водить хороводы и качаться на качелях. Иногда затевали игры с угадыванием: парни ходили среди девушек, закрыв лицо платками. Угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу. В Заонежье последний раз на «летних» святках проказили по деревне и гадали.

«На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния). В южнорусских губерниях к этому дню был приурочен обычай караулить солнце, когда молодежь обоего пола веселилась, рядилась, обвешиваясь колокольчиками и бубенцами, гуляла всю ночь в канун праздника, наблюдала, как при восходе солнце «играет» (ср. «игру солнца» на Иван Купала), переливаясь разными цветами, устраивала в складчину трапезу, бесчинствовала. Девушки приносили в поле смоляные или масленые лампы, солому для сиденья или лавочки: жгли костры и гуляли всю ночь. „Собирали 12 цветов с 12 полей и под голову клали, произнося: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажися и меня погляди»“.

В. Прушковский. Встреча утренней зари. 1876

Кое-где в Белоруссии на Петра справляли свадьбы. У белорусов сохранилась поговорка: «До Петра девка хитра, а на Петры — хоть лицо ей подотри» (белор. Да Пятра дзеўка хітра, а на Пятры — хоць твар ёй падатры); до Петрова дня девушка старалась понравиться парню и выйти замуж, а если же усилия были напрасны, она должна была ждать следующей поры свадеб.

В некоторых местностях люди сходились на три родника умываться «петровой водицей», что сопровождалось угощением сладким вином, песнями, плясками и играми. В Кашине и некоторых других городах было заведено устраивать некое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья.

В Воронежской губернии начиналась уборочная озимых хлебов, подкашивали с краешку, пекли хлеб из нового урожая.

На Всесвятской неделе, перед Петровым днём или в первое воскресенье после него были известны у восточных славян под названием похорон Костромы и Ярилы. Похороны Костромы в Пензенской и Симбирской губерниях совершались таким образом: прежде всего девицы избирали из среды себя одну, которая обязана была представлять Кострому; затем подходили к ней с поклонами, клали её на доску и с песнями несли к реке; там начинали её купать, причём старшая из участвующих в обряде сгибала из лубка лукошко и била в него, как в барабан; напоследок возвращались в деревню и заканчивали день в хороводах и играх. В Муромском уезде соблюдалась иная обрядовая обстановка: Кострому представляла кукла, которую делали из соломы, наряжали в женское платье и цветы, клали в корыто и с песнями относили на берег реки или озера; собравшаяся на берегу толпа разделялась на две половины: одна защищала куклу, а другая нападала и старалась овладеть ею. Борьба оканчивалась торжеством нападающих, которые схватывали куклу, срывали с неё платье и перевязи, а солому топтали ногами и бросали в воду, между тем как побеждённые защитники предавались неутешному горю, закрывая лица свои руками и как бы оплакивая смерть Костромы.

Сербы три дня перед Петровым днём называли Крешеви или Кресиво и старались не посещать виноградников, не ходить в поле на выборку (уборку) конопли и не стирать, чтобы Бог не наслал града или болезней. В эти дни возжигали «живой огонь», и через дым костра прогоняли домашних животных для защиты от болезней.

Поверья

Апостол Пётр с ключом от рая. Фрагмент псковской иконы, XVII в.

Праздник Петра-ключника — хранителя ключей от небесного царства.

Среди гуцул существовало поверье, что ключи от земли святой Пётр хранит весь год и лишь весной их забирает у него святой Юрий; в Петров день ключи вновь возвращаются к Петру, и тогда наступает осень.

В южнорусских губерниях было поверье, что в этот день уходят (исчезают) русалки, пребывающие на земле с Троицы.

Считалось, что кукушка кукует до Петрова дня, а в этот день «ячменным колосом давится» — умолкает, когда заколосится ячмень или «давится сыром», «мандрыкой» (ватрушкой), которые готовили к празднику. Белорусы, когда варили на праздничный стол вареники — приговаривали: «будэм давить зовзюру (кукушку)». В Белоруссии также записан апокрифический рассказ о том, что кукушка кукует до Петрова дня, так как когда апостол Пётр украл лошадь, а Христос позвал в свидетели ворону и кукушку и спросил, купил ли Пётр лошадь или украл, кукушка ответила "ку-пил, ку-пил", а ворона "крал! крал!"; поэтому Христос разрешил вороне каркать круглый год (за то что сказала правду), а кукушке куковать только до Петрова дня (за ложь).

На Русском Севере известно предание, гласящее о том, что на «мирской» Петров праздник, устраивавшийся селянами за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из леса олень, посылавшийся «праздновавшим Петру» мирянам в дар от «апостола-праздника». Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали, свежевали и варили в котлах, а затем съедалось всем миром. Но это продолжалось только до той поры, пока жил народ праведно и честно, соблюдая традиции предков. А когда «пошёл по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами», — перестал апостол Петр высылать «праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям». После этого стали колоть быка из своего стада. Шли проходили годы — и совсем перестали селяне «справлять Петровщину» всем миром, — начал каждый у себя во дворе отмечать «наособицу».

Апостолы в представлениях славян

В славянской традиции Пётр и Павел являются парными персонажами (ср. Кузьма и Демьян, Флор и Лавр), которые часто могут выступать в едином образе: Петр-Павел, Петро-Павло, Петропавля. Болгары считали их братьями, иногда даже близнецами, у которых была сестра — святая Елена или святая Мария (Огненная). Пётр — младший брат и более добрый: он позволяет земледельцам работать в свой праздник. Павел — старший, он грозен и сурово наказывает нарушителей праздничных обычаев, посылая с неба гром и молнии, сжигающие снопы. По сербскому преданию, «разделение вер на православную и католическую произошло после ссоры апостолов: Пётр объявил себя православным (сербом), а Павел сказал, что он католик (шокац)». В представлении славян Пётр и Павел занимают особое место, выступая в роли хранителей ключей от рая (ср. белорусское название созвездия Лебедя — Пятрова палка, которое воспринимается также как ключ от рая). Болгары также считали святого Петра сторожем райского сада, охраняющим золотое райское дерево, вокруг которого в виде мух и пчёл летают души умерших детей.

В Сербии представляли апостола Петра «разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами».

Поговорки и приметы «На Петров день солнышко играет» (Тульская губерния).

  • «С Петрова дня — красное лето, зелёный покос».
  • «У Пятроўку трэба было ліпы драць на лыка, бо пазней ужо кара прысыхае» (белорус.).
  • «Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мёрзнет».
  • «Петровки холодные — год голодный».
  • «Петро-Павел жару прибавил».

Просмотров: 1813

Создан: 2016-03-02

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4748
Комментариев
0