Московский вокзал Санкт-Петербург

Московский вокзал (Санкт-Петербург)

Московский вокзал (Санкт-Петербург)

ДЦС:

ДЦС-3 Санкт-Петербургский

Регион ж. д.:

Санкт-Петербургский

Оператор:

ОАО «Российские железные дороги»

Дата открытия:

1847

Прежние названия:

Санкт-Петербург-Николаевский

Тип:

Пассажирская

Классность:

внеклассная

Количество платформ:

7

Количество путей:

14

Тип платформ:

островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Электрифицирована:

1960 год Санкт-Петербург-Главный — Малая Вишера

Ток:

постоянный, =3кВ

Архитекторы:

К.А. Тон

Выход к:

Площадь Восстания

Расположение:

20px Санкт-Петербург, Невский пр., дом 85

Пересадка на станции:

Площадь Восстания, Маяковская

Пересадка на:

1М, 1Мб, 3, 3М, 3Мб, 4М, 4Мб, 5М, 5Мб, 7, 15, 22, 24, 27, 54, 65, 74, 76, 91, 105, 141, 181, 191, 1, 5, 7, 10, 11, 22

Расстояние до Москвы:

650 км

Тарифная зона:

0

Код в АСУЖТ:

031812

Код в «Экспресс-3»:

2004001

СОДЕРЖАНИЕ
Московский вокзал Санкт-Петербург
Интерьер
В искусстве

Московский вокзал (до 1924 — Николаевский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Санкт-Петербург-Главный. Расположен по адресу: Санкт-Петербург, Площадь Восстания, 2.

Один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из четырёх вокзалов, обслуживающих поезда дальнего следования. Входит в Северо-Западную региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Санкт-Петербург-Главный Октябрьской железной дороги входит в Санкт-Петербургский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-3 Октябрьской дирекции управления движением. По значимости и важности выполняемых работ – одна из основных на полигоне ОЖД и задаёт ритм движению на всей магистрали.

История

Здание возведено в 1844—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве.

Первым начальником вокзала стал Н. И. Миклуха. Его квартира находилась в самом здании вокзала, кроме того здесь располагались конторы служащих Московского вокзала, управление железной дороги, жилые квартиры служащих, императорские помещения.

В 1868 году в связи со значительно возросшим пассажиропотоком была начата реконструкция Николаевского вокзала. Был пристроен двухэтажный флигель для приёма багажа, правое крыло здания соединили с царскими покоями.

В 1898 году со стороны Лиговского проспекта было построено кирпичное здание отделения Николаевской железной дороги.

В 1912 году был объявлен конкурс на проект нового здания Николаевского вокзала. Появлявшиеся новые технические устройства требовали новых помещений, старое здание не могло их обеспечить. Среди участвующих в конкурсе были В. А. Щуко, И. А. Фомин, Ф. И. Лидваль. Сложность решения заключалась в том, что новый вокзал мог быть расширен только в сторону путей, Знаменская площадь к тому времени уже была сформирована. Одобрение получил проект В. А. Щуко. Было начато строительство корпуса прибытия, который должен был стать левым крылом нового здания. С началом Первой мировой войны строительство было прервано, старое здание избежало сноса.

В 1923 году, с переименованием Николаевской железной дороги в Октябрьскую, то же название получил и вокзал. Но уже в 1930 году вокзал стал именоваться Московским.

10 июня 1931 года от Московского вокзала отправился первый фирменный поезд — «Красная стрела». В 1962 году, одновременно с электрификацией движения, в здании вокзала были сделаны подземные переходы с выходом в город и на станцию метро «Площадь Восстания».

В конце 1950-х годов по проекту архитектора В. И. Кузнецова здание Московского вокзала было реконструировано и расширено. К его правому крылу со стороны Лиговского проспекта был пристроен новый флигель со вторым вестибюлем станции метро «Площадь Восстания».

В 1967 году был открыт новый световой зал (также по проекту В. И. Кузнецова), что увеличило площадь вокзала на 2700 квадратных метров. Внутри зала был установлен памятник В. И. Ленину работы скульптора Л. А. Месса. В 1976 году площадка между перронами и световым залом была перекрыта алюминиевым навесом.

В 1993 году бюст В. И. Ленина в зале прибытия был заменён бюстом Петра I работы А. С. Чаркина и В. В. Оленева.

В начале 2000-х годов вокзал был отреставрирован и оснащён автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажирами пригородных поездов.

Архитектура

Под дебаркадером. 1851 год

Здание вокзала круглое в плане, расположено по длине вдоль всей Площади Восстания. К. А. Тон использовал мотивы ратушей западноевропейских городов, башня с часами указывает направление главного входа.

По периметру фасада тянется невысокая колоннада, имеющая несколько входов в здание вокзала, в середине здания сверху имеется башня с установленными на ней часами и флагом.

Со стороны Лиговского проспекта в здание вокзала встроен вестибюль станции метро «Площадь Восстания».

До 2004 года фасад был покрашен в светлый зелёно-бирюзовый цвет, затем летом 2005 был перекрашен в жёлто-песочный цвет, что, однако, не повлияло на внешний облик вокзала и площади.

В 2007 году «Ленсвет» смонтировал обновлённую подсветку внешних фасадов здания, обращённых на площадь Восстания и Лиговский проспект

Интерьер

Рельефы зала вестибюля — скульпторы Ж. Я. Меллуп и В. В. Исаева (середина 1950-х гг.)

В феврале 2011 года Московский вокзал, как и все вокзалы, оснастили досмотровой аппаратурой. Эта мера была принята для предотвращения террористических актов.

Дальнее сообщение

Между Санкт-Петербургом и Москвой курсируют фирменные поезда — «Красная стрела», «Экспресс», «Двухэтажный состав» ,«Мегаполис», «Смена — Августин Бетанкур» ,«Гранд-Экспресс», «Две столицы», «Невский экспресс», «Сапсан».

Пригородное сообщение

Первые четыре платформы с мая 2003 года оборудованы турникетами для проверки пригородных билетов. Пригородные перевозки по направлениям с Московского вокзала осуществляет СЗППК. Используются электропоезда локомотивного моторвагонного депо «Санкт-Петербург-Московское».

  • Санкт-Петербург — Мга — Кириши — Будогощь
  • Санкт-Петербург — Мга — Войбокало— Пупышево— Волховстрой
  • Санкт-Петербург — Мга — Невдубстрой
  • Санкт-Петербург — Колпино —Тосно —Любань — Торфяное—Чудово — Малая Вишера
  • Санкт-Петербург — Тосно — Чудово — Великий Новгород
  • Санкт-Петербург —Тосно — Шапки

В искусстве

  • Московскому вокзалу посвящена одноимённая композиция группы «Ноль» (с альбома «Музыка драчёвых напильников»).

Просмотров: 4670

Создан: 2015-12-25

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0