Медовый Спас
Медовый Спас |
|
Тип: |
народно-христианский |
Иначе: |
Первый Спас, Спас на воде, Проводы лета |
также: |
Маккавей (церк.) |
Значение: |
первый день Успенского поста |
Установлен: |
в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. (РПЦ) |
Отмечается: |
восточными славянами |
Дата: |
1 (14) августа |
Празднование: |
малое водосвятие |
Традиции: |
начало сбора мёда, его освящение и трапеза; «вдовьи помочи» |
Медовый Спас (также Мáковый Спас, Пе́рвый Спас) — народно-христианский праздник восточных славян, в который почитают Происхождение честных древ Животворящего Креста. Отмечается 1 (14) августа. В Русской православной церкви совершается малое водосвятие. С этого дня начинался сбор мёда и его освящение.
Другие названия
рус. Первый Спас, Мокрый Спас, Маккавей, Макей, Маковей, Маковеев день, Макавеи, Маковый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник, Проводы лета, Калинник, День Соломониды-бавушки; белор. Макавей, Макава, Макаўе, Першы Спас, Спас Мядовік, Медзяны Спас; укр. Маковiя, Маковей, Макотрус; болг. Зетьовден; макед. Макавеите; серб. Макавеј, Макивије; польск. św. Piotra, św. Piotra w okowach, św. Piotra Palikopy, św. Palokop.
Обычаи восточных славян
Начинаются Спасовки или Спасы — народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.
По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу — пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.
В Сибири этот день известен также как Калинник (первый по счету) и как день Соломониды-бабушки, почитавшейся матерями, беременными, знахарками.
На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.
Макавей
14 августа — день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев в Русской православной церкви, принявших кончину в 166 году до н. э.. Народная этимология переосмыслила название праздника в связи с маком, который созревает к этому времени. В этот день пекли маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Трапеза нередко начиналась блинами с маком. К блинам готовилось маковое молочко — маково-мёдовая масса, в которую обмакивали блины. Готовилось маковое молочко в специальной посуде, которая в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.
Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: «Мачок с мёдом — усы оближешь», «Черен мак, да бояре едят», «Рад Яков, что пирог с маком», «Поминаючи мак, не прогневайся и так», «На тычинке городок, в нём семьсот воевод».
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней «Ой, на горе мак», с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком, щипали его, щекотали, припевая: «Маки, маки, маковицы, золотые головицы!».
Спас на воде
«Спасом на воде» медовый Спас именован в честь малого водосвятия. Традиционно именно в это время на Руси освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоёмы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в освящённой воде и купали домашний скот, чтобы смыть болезнь, сглаз и др. После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Медовый Спас
Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно уже наполнены, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый мёд именно с этого дня.
«На первый Спас и нищий медку попробует!». У пчеловодов был целый обряд освящения мёда в этот день. С утра пчеловоды высматривали, осеняли крестным знамением ульи, выбирали среди них самый богатый по запасу мёда. Выбрав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:
Дай, Господи, хозяину многия лета, Многия лета — долгие годы! А и долго ему жить — Спаса не гневить, Спаса не гневить, Божьих пчёл водить, Божьих пчёл водить, ярый воск топить — Богу на свечку, хозяину на прибыль, Дому на приращение, Малым детушкам на утешение. Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить, Отца-мать кормить, малых детушек растить, Уму-разуму учить! Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой Сладко есть, сладко пить, А и того слаще на белом свете жить! Дай, Господи, хозяину многия лета! — А. Коринфский. Народная Русь |
Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.
Обычаи южных славян
В некоторых сербских сёлах в этот день освящают воду и молодой базилик. С этого дня перестают купаться в водоёмах. Считалось, что тот кто работает в этот день — может заболеть неизлечимой болезнью.
В Македонии погода в течение «Макавеев» (макед. Макавеите; 6 или 12 дней праздника Маккавеев, то есть первые 6 или 12 дней августа по старому стилю) служила для предсказания погоды на предстоящие 6 месяцев или на весь будущий год (погода на первое августа предсказывала погоду на январь будущего года, и т. д.). В художественной форме этот обычай среди рыбаков Охридского озера описала Луан Старова в своем романе «Путь угрей» (макед. Патот на јагулите).
Местные обычаи в Македонии часто запрещали женщинам стирать бельё или купать детей в течение первого дня (то есть 1-го августа) или нескольких первых дней «Макавеев». Иногда запрещалось делать и некоторые другие работы.
Болгары с 1 по 12 августа наблюдали за солнцем, ветром и осадками и таким образом гадали о погоде в течение следующих 12 месяцев, то есть на следующий год, который раньше начинался с 1 сентября. На северо-западе Болгарии зятья ходили в гости к родителям жены, где их встречали хлебом из нового урожая и вином, в связи с чем день так и называли — «Зетьовден».
Поговорки и приметы
- На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
- На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
- На первый спас лошадей (весь скот) купают.
- Паши под озимь, сей озимь.
- Первый Спас — первый сев.
- До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать.