Благовещенский собор (Шлиссельбург)

Благовещенский собор (Шлиссельбург)

Вид на собор и соседние храмы с юго-востока

Страна:

Россия

Город:

Шлиссельбург, Красная площадь

Конфессия:

Православие

Епархия:

Тихвинская

Благочиние:

Шлиссельбургское

Тип здания:

Собор

Архитектурный стиль:

барокко

Первое упоминание:

1702 год

Строительство:

1763—1764 годы

Дата упразднения:

1935—1990 годы

Статус:

Объект культурного наследия РФ № 4710110001

СОДЕРЖАНИЕ
Благовещенский собор (Шлиссельбург)
Предыдущие храмовые постройки
Современный собор
Территория храмового комплекса
Никольская церковь
Казанская часовня
Погребения
Духовенство

Благовещенский собор — главный храм города Шлиссельбурга. Относится к Тихвинской епархии Русской православной церкви, состоит в Шлиссельбургского благочиннического округа. Является центральным храмом комплекса, состоящего из трёх церквей. Настоятель — протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев.

История

Предыдущие храмовые постройки

Одновременно с основанием крепости Орешек на левом берегу реки Невы появился погост, в котором, по определению, находился храм. Церковь была уничтожена последующими военными событиями. После освобождения крепости от шведов Пётр I приказал заложить в ней деревянный православный храм. На торжестве, состоявшемся в октябре 1702 года, присутствовал сам царь. Однако вскоре Благовещенский храм обветшал, деревянные конструкции прогнили, и в 1725 году церковь, в которой одно время хранились мощи святого Александра Невского, была разобрана.

Почти сразу жители города и работники канала организовали при городской Никольской часовне сбор средств на строительство нового храма, но уже на Московской стороне, в посаде. Заказ исходил от «шлиссельбургских обывателей и канальных людей». Храм был возведён в 1726—1727 годах. 7 (18) октября 1728 года в городе была освящена деревянная Благовещенская церковь, куда был переведён священник бывшей крепостной церкви. В 1756 году храм сгорел.

Современный собор

В 1763 году на средства полковника А. Белова и дворян Сибилевых «на набережной Невы и Ладожского канала, близ шлюзов» началось строительство каменного храма в традициях раннего барокко, освящение которого состоялось 8 (19) августа 1764 года. Первоначально внутренним перекрытием в помещении, имевшем гладкие стены, служил навесной потолок, деревянный и плоский. В 1788—1795 годах церковь претерпела реконструкцию: с запада была пристроена колокольня, деревянные перекрытия заменены кирпичным крестовым сводом, для укрепления которого были установлены столбы. Замена деревянной главы собора на каменную произошла как раз в конце XVIII века. Были добавлены пилястры; с площадки второго этажа колокольни теперь вёл ход в сооружённые тогда же хоры. Возможно, в то же время собор был дополнен второй главой, уже над алтарём. До 1828 года к храму был приписан крепостной Иоанно-Предтеченский собор. В 1864 году, к столетию церкви, ей был придан соборный статус. В 1877—1882 годах в соборе под руководством архитектора Г. И. Карпова был проведён ремонт. В рамках работ были заложены двери южного и северного фасадов и сделаны новые, западнее, на месте оконных проемов; с сохранением прежних архитектурных форм были заменены кровля собора и шпиль колокольни (последний по проекту архитектора Н. Д. Федюшкина); в 1881 году к апсиде были пристроены ризница и пономарская. В 1900 году в храме по проекту инженера путей сообщения Рехенбахера было устроено печное отопление. Ввиду этого старые дубовые рамы на окнах были дополнены вторыми рамами из сосны. В 1903 году была обновлена роспись купола и парусов (художником Флоридовым).

9 июня 1935 года собор был закрыт. После закрытия прошёл частичный демонтаж храма. В его здании предполагалось устроить Дом культуры, однако здесь был устроен продуктовый склад. Колокольня спортивным клубом (по другим данным, школой ДОСААФ) была приспособлена под парашютную вышку. Во время оккупации города в 1941—1944 годах пострадавший от обстрелов собор был действующим.

С 1944 года собор был занят складом судоремонтного завода; в алтарной части располагалась контора Леноблторга. Верующие направляли в 1949 году ходатайство о возобновлении богослужений в соборе, но получили отказ. В 1963 году были проведены частичные работы по восстановлению здания. В 1967 году храм был передан Ленинградскому заводу граммпластинок «Мелодия» для размещения производственного цеха. При передаче здания было поставлено условие восстановить его. Однако здание было лишь реконструировано под нужды владельца. В 1970—1981 годах в храме прошли восстановительные работы по проекту архитектора А. Н. Милорадовича. В рамках реставрации состоялось полное восстановление основного объёма постройки, крыши, барабана, алтарной части и колокольни до купола. Купол и шпиль колокольни восстановлены не были, внутри было сооружено перекрытие. При обустройстве второго этажа в стены были врезаны балки, что привело, в свою очередь, к снятию всей штукатурки и имевшихся профилей.

В августе 1990 года собор был возвращён Русской православной церкви. Первое богослужение состоялось в 1991 году, началась реставрация, которая к 2015 году ещё не закончена. Так, в 2014 году шли работы по монтажу главного купола со шпилем высотой 52 метра, но были мнения, что стены собора не выдержат; ранее частично была заменена кровля. Оценка предварительной стоимости работ, включающих реставрацию фасада, шпиля колокольни, оконных и дверных заполнений и т. д., составила 37 млн рублей.

Архитектура, убранство и устройство собора

Каменный храм представляет собой однокупольную базилику: прямоугольное в плане двухсветное здание с одной апсидой, увенчанное куполом (покрытием в своё время служило белое железо). Архитектура собора приближается к стилю Благовещенской церкви

Александро-Невской лавры и Петропавловскому собору. Известно, что стены были двухцветными: предположительно основным был розовый цвет, а архитектурные детали (пилястры, наличники, тяги, антаблемент) были окрашены в белый. О розовой окраске здания храма можно судить по сохранившейся акварели художника Уланова, которая была написана в 1776 году. Фасады расчленены плоскостными пилястрами большого ордера на пять частей, с окнами в два света: нижний ряд составляют высокие окна прямоугольной форма с арочными перемычками, а верхний — в форме эллипса. Барабан с куполом с люкарнами врезан в четырёхскатную крышу и смещён к апсиде, а его ось с севера и юга замыкают треугольные фронтоны над входными дверьми, обрамлёнными рустованными пилястрами. Окна и двери церкви оформлены однотипными наличниками барочного характера. Углы трёхгранной в плане апсиды закреплены пилястрами. Окна алтарной части прямоугольные с полуциркульным завершением. Над апсидой на небольшом барабане — главка луковичной формы.

К притвору пристроена трёхъярусная колокольня. Высота со шпилем составляла 52 метра (шпиля — около 14 метров). Первый ярус колокольни одновременно является папертью и решён в виде четырёх пилонов, несущих полуциркульные арки. По углам яруса находятся сдвоенные пилястры, капители которых составляют раскрепованную часть антаблемента с узким гладким фризом. Карниз антаблемента колокольни, в отличие от антаблемента остального храма, имеет пояс сухариков. Второй ярус колокольни, меньший по высоте, чем первый, является промежуточным звеном к третьему. По его углам расположены филёнки, а основанием служит выступающий профилированный крепованный карниз. На каждой стороне яруса находится по одному круглому окну. Третий ярус выполняет функции звона. Его стены прорезаны высокими арочными проемами, в которых крепились колокола. Колокольню венчал колоколообразный купол с выкружками и люкарнами. Над куполом располагались шестигранный фонарь с арочными проёмами и шестигранный шпиль.

Храм имел один престол. Резной иконостас был двухъярусным. Выкрашен голубой краской с позолоченными деталями.

В 1847 году в храме колоколов было немного, и все они имели небольшой вес. На то время, по мнению А. С. Томилина, одним из главных недостатков архитектуры храма было большое количество столпов для поддержки свода, располагавшихся во всей церкви в два ряда, ибо они «заслоняют собою священнослужение», стесняя и подавляя «внутренность храма». Над царскими вратами располагались местные иконы «Спасителя и Благовещения и Тайной Вечери» в серебряных ризах, принадлежавшие к «новой иконописи». В то же время большинство образов в храме были «старинной живописи». Томилин выделяет из них две иконы: Успения Божией Матери, размещённую в иконостасе, и Димитрия Мироточивого, хранившуюся в особом киоте. Последний образ имел драгоценную ризу, покрытую золотом. В свою очередь, серебряные ризы имели и запрестольный крест, и двухсторонняя икона Знамения Божией Матери и Святителя Николая; последняя была специально создана для крестных ходов. Надпись под крестом и иконой, украшенными ризами в 1825 году, свидетельствовала, что использованное серебро было прежде, ещё в 1815 году, похищено из церкви и лишь в 1822 году обнаружено «на берегу Невы у шлюзов». Вес серебра, использованного для ризы креста, составил 11 фунтов36 золотников, а для ризы иконы — 13 фунтов 42 золотника.

В соборе находились захоронения:

  • Родовое семьи Сибилёвых (1700—1770). Над склепом был размещён образ страданий мученицы Евдокии.
  • полковника А. Белова (скончался в 1766 году). Бронзовая доска с надписью о его погребении сохранилась.

Территория храмового комплекса

Территорию собора, кроме храма, занимают еще две церкви. Весь участок обнесён оградой. Первая каменная ограда была создана еще в 1797 году. Но при строительстве шлюзов участок со стороны Староладожского канала и реки Невы был разрушен. Проект новой ограды был предложен в 1837 году управляющим Ладожским отделением корпуса инженеров путей сообщения подполковником В. С. Семичевым. Однако он был отвергнут комиссией проектов и смет 5 (17) ноября 1837 года. Но его основе архитектором Д. И. Висконти был разработан новый проект, который утвердили генерал-майор Зеге-фон-Лауренберг и архитектор Л. И. Шарлемань. Сумма, в которую оценивалась работа, составляла 16 033 рубля 76 ½ коп. Начало работ по сооружению новой каменной ограды «…длиною с воротами на 76 сажень высотой 3 ¼ аршина, на плитном цоколе высотою 14 вершков…» относится к 5 мая 1839 года, завершение — к лету 1840 года. Возможно, остальная часть ограды, финансирование работ по строительству которой вела церковь, возводилась одновременно. Ограда имела железную и частично чугунную решётку и окружала пространство 42 сажени в длину и 29 саженей в ширину.

Никольская церковь

Первый храм на месте современной Никольской церкви был сложен из дерева в 1737—1739 годах. В 1772 году он был перенесён в село Гавсарь. В 1768 году началось возведение нового храма. 5 (16) декабря 1770 года рядом был освящён другой, каменный, одноглавый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Здание тёплой церкви небольшое, с пятью окнами по фасаду. В храме хранился почитаемый образ святителя Николая Чудотворца в серебряной ризе. В 1933 году церковь была закрыта. В 1990 году вновь освящена, а в 1995 году возвращена верующим.

Казанская часовня

Каменная часовня Казанской Божией Матери была построена по проекту Г. Ершова с главным выходом на Красный проспект. В часовне на возвышении был устроен иконостас с пятью образами, обнесённый балюстрадой. Украшением этому зданию «коринфского ордена» служили купол и две колонны. В воскресенье, которое предшествовало празднику Казанской Божией Матери, из собора Шлиссельбургской крепости выносилась с крестным ходом икона Казанской Божией Матери, почитавшаяся чудотворной, и относилась священниками в эту часовню Благовещенской церкви. Здесь образ оставался до дня праздника — до 8 июля, когда после совершения в Благовещенской церкви литургии он выносился из часовни и совершалось «молебствие соборне». Далее после крестного хода по городу образ возвращался в часовню для посещения богомольцами. В крепостной собор икона переносилась с крестным ходом в воскресенье, следующее за Днём Спаса Преображения, а на её месте в часовне помещали другой образ Богородицы, на этот раз из Благовещенского собора, являвшийся «снимком» с предыдущего и украшенный серебро-золочённой ризой с драгоценными камнями. Храм был закрыт. Восстановлен и вновь освящён в 1989 году.

Погребения

В ограде собора также находились погребения:

  • М. П. и И. М. Белозеровых. Надпись: «Под сим погребены тела во блаженной памяти преставившихся Шлисенбургскаго купца и депутата Матвея Петрова Белозерова и сына его Иоанна, кои краткой сей жизни наслаждались: Матфей 58 лет, преставися марта 9-го дня 1783 года, Иоанн 14 лет, скончался маия 13-го дня 1784 г. О, Боже Праведный, Боже Премилосердый, услыши вопль и стенание вдовы, буди прещедрый отец оставшихся сирот и преставившимся даруй со святыми Твоими вечный живот».
  • князя Д. М. Голицына (у Никольской церкви). Надпись: «На сем месте погребено тело князя Дмитрия Михайловича Голицына, скончавшагося 1737 года, месяца апреля 10-го дня, на 74 году»
  • Д. М. Дудиной (существовала мраморная доска на правой стене Никольского храма). Надпись: «От сего места прямо 4 аршина погребено тело рабы Божией Дарии, Михайловой дочери, супруги Санктпетербургскаго цеховаго костянаго мастера Осифа Христофорова сына Дудина; в супружестве жила 43 года и 8 месяцов; оставила живых детей и внучат и правнучат 45 душ, а умерших тож детей и внучат и правгучат 50 душ; жития ея было от роду 64 года; тезоименитства была марта 19 день; преставися ноября 16 день 1777 году в Шлюшенбурхе»

Приход

В 1847 году в приход собора входили деревни Липка, Морье, Ириновка и Ваганова, а также дачи «г. г. Резвого и Белозерова» в Шлиссельбургском уезде. Тогда же в число причта этого храма и Никольской церкви входили два священника, диакон и три дьячка, на старшем причетнике из которых лежало заведование метрическими книгами. Для проживания духовенства был отведён церковной дом на Большом проспекте в Шлиссельбурге. В 1899 году к приходу собора относились наряду со Шлиссельбургом деревни Шереметьевка, Чёрная Речка, Марвино, Липки. Всего насчитывалось 339 дворов, в число прихожан входили 1862 мужчины и 1774 женщины. Кроме храмов, находящихся в ограде собора, к нему была приписана каменная Преображенская церковь на Шлиссельбургском городском кладбище.

Духовенство

Настоятели церкви

Даты

Настоятель

до 1721—1727

священник Василий Андреев (… — 1740)

… — после 1728

священник Феодор Дометиев (… — до 1730)

… —1735

иерей Иаков Игнатьев (… —1736)

1735—1739

иерей Иоанн Онуфриев (… —1759)

1735—1743

иерей Назарий Меркурьев (… —1746)

1743—1745

протоиерей Иоанн Онуфриев (… —1759)

1745—1749

протоиерей Тимофей Васильев (1714—1763)

… — …

сведений не удалось обнаружить

до 1782 — …

протоиерей Андрей Яковлев (… —1807)

… — …

сведений не удалось обнаружить

до 1800 — 1817

священник Порфирий Антонов (… —1817)

… — …

сведений не удалось обнаружить

1820 — …

священник Фока Быстряков

… — …

сведений не удалось обнаружить

до 1866—20 октября (1 ноября) 1876

протоиерей Иоанн Степанович Студийский (1797—1876)

до 1884 — …

протоиерей Григорий Иванович Кесарев (1815 — …

1891 — 29 декабря 1909 (11 января 1910) протоиерей (с 1897)

Виктор Иванович Благовещенский (…—1909/1910)

20 января (2 февраля) 1910 — … протоиерей (с 1913)

Александр Дмитриевич Зосимовский

… — …

сведений не удалось обнаружить

1921—1923

иерей Михаил Александрович Смирнов (1888—1962)

… — …

сведений не удалось обнаружить

1935—1941

период ликвидации прихода

октябрь 1941

«иерей» И. Амосов (самозванец)

… — 1944

сведений не удалось обнаружить

1944—1991

период ликвидации прихода

1990— …

сведений не удалось обнаружить

… — настоящее время

протоиерей Евгений Геннадьевич Горячев (род. 1967)

Просмотров: 1917

Создан: 2016-01-21

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
409
Зарегестрировалось
4738
Комментариев
0