Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал

ДЦС:

ДЦС-1 Московско-Курский

Регион ж. д.:

Московско-Курский

Оператор:

ОАО «Российские железные дороги»

Дата открытия:

1862 год

Прежние названия:

Троицкий вокзал, Северный вокзал

Тип:

пассажирская

Классность:

внеклассная

Количество платформ:

11

Количество путей:

16

Тип платформ:

боковая, островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Прилегающие перегоны:

Москва-Пасс.-Ярославская — Лосиноостровская (4), Москва-Пасс.-Ярославская (парк Москва III) — Москва II-Митьково (1)

Электрифицирована:

1929 год, Москва-Пасс.-Ярославская — Мытищи

Ток:

постоянный, =3кВ

Архитекторы:

Ф.О. Шехтель

Выход к:

Комсомольская площадь, Краснопрудная улица

Расположение:

Москва, ЦАО, Красносельский

Пересадка на станции:

Сокольническая линия Комсомольская, Кольцевая линия Комсомольская, Москва-Пасс.-Казанска, Москва-Каланчёвская, Москва-Пассажирская

Пересадка на:

А б/н, 40, 122, 269 м, 430 м, 570м; Тб 14, 41; Тм 7, 13, 37, 50

Тарифная зона:

0

Код в АСУЖТ:

195506

Код в «Экспресс-3»:

2000002

СОДЕРЖАНИЕ
Ярославский вокзал
Пригородное сообщение

Ярославский вокзал (до 1870 года — Троицкий, до 1922 года — Ярославский, до 1955 года — Северный) — пассажирский терминал станции Москва-Пассажирская-Ярославская, один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, крупнейший по объёму перевозок пассажиров, ежесуточно обслуживающий около 300 пар поездов.

Ярославский вокзал входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов.

Станция Москва-Пассажирская-Ярославская Московской железной дороги входит в Московско-Курский центр организации работы железнодорожных станций ДЦС-1 Московской дирекции управления движением. По основному применению является пассажирской, по объёму работы — внеклассной. Является начальным пунктом Ярославского направления МЖД, как части Транссибирской магистрали. Является тупиковой (нетранзитной), но имеется съезд на Митьковскую соединительную ветвь.

История

В XVII веке на месте современной Комсомольской площади и находящихся на ней вокзалов располагалось обширное поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчёвским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку до Красного пруда поле тоже получило название «Каланчёвское».

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги. Постройка вокзала обошлась в 220 тысяч рублей. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Была одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения.

Первый поезд по маршруту Москва — Сергиево отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).

В 1895—1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала. В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль. Все они — символы главного хода Ярославского направления. Интерьеры вокзала первоначально были оформлены панно художника К. А. Коровина.

На здании Ярославского вокзала установили новое архитектурное освещение.

В 1929 году станция была электрифицирована. 20 июня 1929 года с Ярославского вокзала отправился первый электропоезд до станции Мытищи.

При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала.

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м²) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система. Современная реставрация, выполненная к лету 2005 года по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева, так и не вернула зданию исторически-законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему — серп и молот, а не царский двуглавый орел, как было до 1917 г. В ходе реставрации был, однако, восстановлен ряд деталей шехтелевского проекта, частично утраченных (заложенных новой кладкой, заштукатуренных или искажённых) в советское время.

С августа 2000 года на вокзале заработали турникеты. В июне 2014 года, в рамках мероприятий по реконструкции и модернизации Ярославского вокзала Москвы, на фасадах здания вокзального комплекса завершены работы по установке современной системы архитектурного освещения. Общее количество осветительных приборов, установленных на здании Ярославского вокзала, составило около 500 шт. Предусмотрены три режима включения: будничный — начинает работу с наступлением сумерек и до полуночи, дежурный — с полуночи до утра и праздничный — включается в выходные дни и дни государственных праздников. По словам начальника Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Сергея Абрамова, после завершения работ по реконструкции и модернизации Комсомольской площади (Ленинградского, Ярославского и Казанского) художественное освещение зданий соединится в единое световое решение и создаст гармоничную вечернюю композицию.

В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей в серии «Архитектурные шедевры России», посвященная вокзалу. Также на монете изображен Ф. О. Шехтель - архитектор, создавший облик нового фасада вокзала.

Описание

Ярославский вокзал в начале XX в.

В границы станции Москва-Пасс.-Ярославская входит парк Москва III севернее по ходу, бывшая самостоятельная станция.

Непосредственно у здания вокзала (с северной стороны) находятся 11 высоких пассажирских платформ, у которых находятся 16 тупиковых путей. Проход к путям для электропоездов (западная часть) оборудован турникетами. Восточная часть — для поездов дальнего следования. Главный ход Ярославского направления далее на север до станции Мытищи является четырёхпутным. При отходе от станции восточные два пути III и IV специализированы для скоростного движения, движение левостороннее. Далее движение становится правосторонним, а скоростные пути попадают между путями I, II.

Следующим остановочным пунктом Ярославского направления является пл. Москва III, частично также находящийся в границах станции: пути III, IV и островная платформа между ними находятся в парке Москва III. Пути I, II (островная платформа) на месте остановочного пункта являются уже перегоном к Лосиноостровской.

К парку Москва III в сторону от вокзала примыкает Митьковская соединительная ветвь от Казанского/Рязанского направления МЖД, по которой следуют транзитные поезда дальнего следования.

Чуть севернее вокзальных платформ с западной стороны путей станции некоторое расстояние проходят два пригородных пути Ленинградского направления (главный ход Октябрьской Железной Дороги) без связи с путями станции.

Дальнее сообщение

№ поезда

Маршрут движения

№ поезда

Маршрут движения

1 "Россия"

Владивосток — Москва

2 "Россия"

Москва — Владивосток

3

Пекин — Москва

4

Москва — Пекин

5

Улан-Батор — Москва

6

Москва — Улан-Батор

7

Пермь — Москва

8

Москва — Пермь

11 "Ямал"

Новый Уренгой — Москва

12 "Ямал"

Москва — Новый Уренгой

15

Архангельск — Москва

16

Москва — Архангельск

19 "Восток"

Пекин — Москва

20 "Восток"

Москва — Пекин

21 "Полярная стрела"

Лабытнанги — Москва

22 "Полярная стрела"

Москва — Лабытнанги

29 "Кузбасс"

Кемерово — Москва

30 "Кузбасс"

Москва — Кемерово

31 "Вятка"

Киров — Москва

32 "Вятка"

Москва — Киров

34

Сыктывкар — Москва

34

Москва — Сыктывкар

35 "Премиум"

Нижний Новгород — Москва

36 "Премиум"

Москва — Нижний Новгород

37 "Томич"

Томск — Москва

38 "Томич"

Москва — Томск

41 "Воркута"

Воркута — Москва

42 "Воркута"

Москва — Воркута

43

Хабаровск — Москва

44

Москва — Хабаровск

49 "Малахит"

Нижний Тагил — Москва

50 "Малахит"

Москва — Нижний Тагил

67

Абакан — Москва

68

Москва — Абакан

69

Чита — Москва

70

Москва — Чита

84 "Северный Урал"

Приобье — Москва

84 "Северный Урал"

Москва — Приобье

91

Северобайкальск — Москва

91

Москва — Северобайкальск

99

Владивосток — Москва

100

Москва — Владивосток

101

Ярославль — Москва

102

Москва — Ярославль

103

Ярославль — Москва

104

Москва — Ярославль

105

Ярославль — Москва

106

Москва — Ярославль

109

Новый Уренгой — Москва

110

Москва — Новый Уренгой

126 "Шексна"

Череповец — Москва

126 "Шексна"

Москва — Череповец

129

Вологда — Москва

130

Москва — Вологда

147

Кострома — Москва

148

Москва — Кострома

149

Котлас — Москва

150

Москва — Котлас

315 "Поморье"

Северодвинск — Москва

316 "Поморье"

Москва — Северодвинск

317 "Поморье"

Архангельск — Москва

318 "Поморье"

Москва — Архангельск

375

Воркута — Москва

376

Москва — Воркута

662

Кинешма — Москва

662

Москва — Кинешма

Пригородное сообщение

C Ярославского вокзала отправляются пригородные электропоезда маршрутов:

№ поезда

Маршрут движения

№ поезда

Маршрут движения

Пригородный

Александров I — Москва

Пригородный

Москва — Александров I

Пригородный

Балакирево — Москва

Пригородный

Москва — Балакирево

Пригородный

Зелёный Бор — Москва

Пригородный

Москва — Зелёный Бор

Пригородный

Красноармейск — Москва

Пригородный

Москва — Красноармейск

Пригородный

Монино — Москва

Пригородный

Москва — Монино

Пригородный

Пушкино — Москва

Пригородный

Москва — Пушкино

Пригородный

Сергиев Посад — Москва

Пригородный

Москва — Сергиев Посад

Пригородный

Софрино — Москва

Пригородный

Москва — Софрино

Пригородный

Фрязево — Москва

Пригородный

Москва — Фрязево

Пригородный

Фрязино-Пассажирская — Москва

Пригородный

Москва — Фрязино-Пассажирская

Пригородный

Щёлково — Москва

Пригородный

Москва — Щёлково

Спутник

Болшево — Москва

Спутник

Москва — Болшево

Спутник

Мытищи — Москва

Спутник

Москва — Мытищи

Спутник

Пушкино — Москва

Спутник

Москва — Пушкино

Экспресс

Александров I — Москва

Экспресс

Москва — Александров I

Экспресс

Монино — Москва

Экспресс

Москва — Монино

Экспресс

Фрязино-Пассажирская — Москва

Экспресс

Москва — Фрязино-Пассажирская

Просмотров: 10483

Создан: 2015-12-20

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0