Яблочный Спас
Яблочный Спас |
|
![]() |
|
Тип: |
народно-христианский |
Иначе: |
Спас, Второй Спас |
также: |
Преображение Господне (церк.) |
Значение: |
Наступление осени и преображение природы |
Отмечается: |
восточными славянами |
Дата: |
6 (19) августа |
Празднование: |
освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями |
Традиции: |
угощают яблоками близких и неимущих, пекут пироги с яблоками |
Яблочный Спас — день народного календаря славян, отмечаемый 6 (19) августа и приуроченный к христианскому празднику Преображения Господня. В народном календаре православных славян — один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. У славян-католиков отмечен слабо.
По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после Спаса становятся холоднее. У восточных славян до Яблочного Спаса не позволялось есть яблоки и блюда из плодов нового урожая. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.
Другие названия
рус. Спас, Второй Спас, Великий Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Первые осенины, Осенины, Преображение, Преображение Господне; укр. Спас другий, Великий Спас; белор. Яблычны Спас, Вялікі Спас, Сярэдні Спас, Другі Спас; серб. Преображење; болг. Прибризине, Пребразене, Приближине, Сотир, Стратир; польск. Pacskie Przemienienie.
Славянские обычаи
В этот день в церкви освящают плоды и фрукты нового урожая, мёд, хлебные колосья. Такие колосья и семена сохраняют до следующего сева.
Существовало поверье, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны были отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме. Многие крестьяне освящённые яблоки несли на кладбище и клали на могилы всем умершим родственникам.
В деревнях девушки, разговляясь яблоками и думая о женихах, приговаривали: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».
В день Яблочного Спаса запекали яблоки, пекли пироги, блины с яблоками, грибами и ягодами — всем, чем одаривал огород, сад, лес. Пироги пекли из постного теста.
В этот день провожают закат солнца в поле с песнями. Вечером в Новгородской и соседних уездах других губерний собирался хоровод молодёжи, направлявшейся за околицу — в поле. На пригорке молодёжь останавливалась и наблюдала за близким к закату солнцем. Как только солнце касалось горизонта, собравшиеся прекращали разговоры и запевали:
Солнышко, солнышко, подожди! Приехали господа-бояре Из Велика-де Новагорода На Спасов день пировать. Уж вы ли, господа-бояре, Вы, бояре старые, новгородские! Стройте пир большой Для всего мира крещёного, Для всей братии названной! Строили господа-бояре пир, Строили бояре новогородские Про весь крещёный мир. Вы сходитеся, люди добрые, На велик-званый пир; Есть про вас мёд, вино, Есть про вас яства сахарная, А и вам, крещёный мир, Бьём челом и кланяемся! |
К Яблочному Спасу в старину совершался «обряд засевания полей», который состоял в том, что по просьбе хозяев приходил со святыми иконами на поле священник и окроплял вспаханную землю священной водой, причем обыкновенно один из самых уважаемых хозяев бросал на освящённые места зёрна озимых. Обряд служил у крестьян началом засева.

В этот день бывали народные гулянья.
У южных и западных славян Яблочный Спас считался днём, с которого начинался сбор винограда; после освящения его в церкви виноград разрешалось употреблять в пищу. У капанцев в этот день не разрешали есть красный виноград, чтобы человек не се пребрази, то есть чтобы у него на лице не выступили красные пятна. В этот день в виноградниках хозяева совершали магические действия, направленные на повышение урожайности винограда. В Неготинской крайне (Восточная Сербия) хозяин стрелял по росшему в винограднике подсолнечнику: чем дальше разлетятся семечки из него, тем больше будет урожай винограда. В Моравии и западной Словакии на Яблочный Спас совершали специальный обряд, называемый «запиранием винограда».
Сербы считали, что на Преображенье «преображается небо и земля» (сербохорв. преображава се и небо и земља), у македонцев существовало поверье, что в этот день улетают ласточки. Македонцы в Велесе считали, что на Преображение открывается небо и можно увидеть Бога и загадать желание (поверье, обычно относимое к Богоявлению или Рождеству).
Поговорки и приметы
- Какой второй Спас, такой и январь.
- Каков день на второй Спас, таков и Покров.
- Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
- До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
- Встреча осени — Осенины.
- На Второй Спас освящают в церкви яблоки, мёд и горох в стручках.