Троицын день
Троицын день |
|
Тип: |
народно-христианский |
Иначе: |
Троица, Венки (воронеж.), Гулино (костром.) |
также: |
День Святой Троицы, Пятидесятница (церк.) |
Значение: |
проводы весны, встреча пролетья |
Отмечается: |
славянами, христианами |
В 2015 году: |
31 мая в РПЦ |
В 2016 году: |
19 июня в РПЦ |
Традиции: |
последние весенне-летние хороводы, обряд кумления, смотрины невест, сбор лекарственных трав |
Связан с: |
10-й день по Вознесению и 50-й по Пасхе (Велик-дню) |
Троицын день (Троица)— праздник народного календаря у славян, отмечающийся также христианами: у православных День Святой Троицы 50-й день после Пасхи; у католиков и протестантов День Святой Троицы празднуется на 57-й день после Пасхи.
В славянской народной традиции Троицей называется и отмечается как праздник либо один день— в воскресенье, либо три дня— с воскресенья по вторник. В целом период троицких праздников включает Преполовение, Вознесение, Семик, предшествующую Троице неделю, саму троицкую неделю, отдельные дни недели, следующей за троицкой, которые празднуются во избежании засухи или града или как поминки по нечистым покойникам (прежде всего четверг), а также Петровское заговенье. Троица завершает весенний цикл, и по прошествии следующего за ней Петровского поста начинается новый— летний сезон.
Другие названия
Троица, Венки (воронеж.), Веношник (воронеж.), Семик (белгород., воронеж.), Гулино (костром.), День берёзки(сиб.), Цветная Пасха, «Зелена неділя»(укр.), «Клечальна недiля» (укр.), «Клечанье» (полесье), «Тройца»(белорус.), «Сёмуха»(белорус.), «Зелянец» (белорус.), «Духаў дзень»(белорус.), Турица (галиц.), «Zielone Świątki»(пол.), «Palinocki» ( подляш., пол.), «Sobótki» (ю.-пол.), «Letnice» (чеш.)— Летница, «Zielený svátki»(чеш.), «Zielené sviatky»(словац.), «Svatégo Ducha»(словац.), «Turice»(словац.)— Турица, Петдесетница(болг.), Света Троица(болг.), Духовден(болг.), Духови(серб.), Троjице(серб.), Богородица Русалија (серб.), Duhovi(хорв.), Bincosti(словен.).
Обряды восточных славян
Троицын день— один из самых важных праздников у восточных славян, особенно любимый девушками. В народной традиции Троицын день входит в Семицко-Троицкий праздничный комплекс, включавший Семик, Троицкую субботу, Троицын день. Нередко Троицей называли весь праздничный промежуток времени от Семика до Духова дня или с Троицыного дня до Дня воды. В целом праздники назывались «Зелёными святками». Иногда Зелёными святками называли только Семик, а местами— Троицкую неделю. В Прикамье три дня считались праздничными:
Праздновали Троицын день три дня, сначала Пресвятую, потом Духов день, Вода-Именинница, потом Трава-Именинница. |
Считается, что праздник Троицы был введен Русской Православной Церковью в начале XVв. Сергием Радонежским. В течение длительного времени древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. В многих местах этот процесс к XIX веку полностью завершился. В других местах часть обрядовых действий осталась за Семиком, в иных случаях сам Семик сместился на воскресенье. В некоторых случаях на Троицу перемещались первомайские и вознесенские обряды (« майское дерево», «встреча русалок»). В старину этот праздник отмечался на протяжении шести дней— с четверга по вторник.
Проводы весны. «Троицкий обрядовый комплекс в большинстве случаев осознаётся как пограничный между весной и летом, так как он приходится на пик расцвета природы». Основными составляющими празднеств Семика-Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, девические инициации, поминание утопленников или всех умерших. На Украине верили, что на Зелёные святки покойники вторично (после Пасхи) выходят на свет из земли.
В этот день пекли пироги и караваи, завивали венки из берёзы(на юге из клёна) и цветов, приглашали гостей, молодёжь устраивала гулянье в лесах и на лугах. В народе Троица почиталась за большой праздник, к нему тщательно готовились: мыли и убирали дом и двор.
Девушки надевали самые лучшие свои наряды, нередко сшитые специально к этим праздникам. В Белгородской области на каждый день троицкого цикла полагалось особое платье: в троицкую субботу надевали красные рубахи, в воскресенье— старинные белые, в понедельник— сшитые из фабричной ткани. Повсеместно головы украшали венками из трав и цветов; на Севере их заменяли головные уборы, вышитые золотыми нитями и металлическими пластинами, которые не носили в иные праздники. Нарядные девушки обычно прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль главной деревенской улицы, или присаживались, старались показать себя со всех сторон— так называемые «невестины смотрины».
В селе Ураково Красненского района Белгородской области парни дарили своей невесте трость сделанную из дерева свидины («разновидность клёна»). Вот как описывают старожилы её изготовление: «Палочку срезают, кору с неё снимают. Ножиком наскребают махор такой, что его и в пригоршню не возьмёшь. Каждый парень дарил своей девушке трость. А девушки придя домой разукрашивали её разными цветами. Девушки ходили с такими тростями по улице и пели песни. Такие трости делали ещё наши прапрадедушки».
На Троицу пели песню «Камыш— трава, ключевая вода» (с. Роговатое), а под неё ребята «звенели» (били) в косы.
В степных селениях троицкое гулянье считается последним весенним праздником (в иных местах на Еремея-запрягальника, 1-го мая по ст. ст.). Кумы посылают в гостинцы своим крестницам грешневые караваи и жёлтые яйца. Девицы дарят друг друга лентами и меняются кольцами. Меновые венки хранят на память дружбы, перевязывая их лентами.
Обычно в дни Семика-Троицы исполнялись девичьи инициационные обряды. Их принимали в род и признавали полноправными членами девушек, достигших брачного возраста. Кумовство-посестримство скрепляло половозрастной женский союз. Это подчёркивало и сбрасывание венка— символа девичества.
В Белоруссииодна из самых уважаемых на селе женщин, хорошо знающая обряд, собирала девушек, желавших вступить в девичью компанию, участвовать в девичьих посиделках с парнями и принять хозяйственные обязанности взрослого члена семьи. Какого-то определенного возраста не было, но мнение родителей обязательно учитывалось. В берёзовой роще девушки пели заклички, завивали в виде арки вершины или ветви берёз, водили хороводы и проводили обряд кумления: две подружки на пару проходили под берёзовой аркой, целовались, обменивались подарками (колечками, лентами и др.) и называли друг друга кумой. Там же проводили ритуальную трапезу— жарили яичницу.
Белорусы, сохранявшие нередко более древние традиции, кумились два раза: на Троицу— только девушки, а на Петров день— девушки с парнями. В южно-русских районах ( Калужская, Орловская, Курская, Костромская, Тульская, Брянскаягубернии) кумление девушек сопровождалось « крещением кукушки».
Суть обряда состояла в том, что девушки и молодки, часто под руководством пожилой опытной женщины, делали «кукушку» из травы, одевали в сорочку, сарафан и покрывали платком. Иногда кукушкой называли украшенную лентами ветку берёзы или черёмухи, воткнутую в землю. Причём в некоторых местах ветку черёмухи надо было срезать именно накануне Николы вешнего. «Крещение кукушки» состояло в том, что на неё надевали крестик или вешали на ветки, под которые клали «кукушку», и тут кумились. За этим могли следовать и «похороны»: «кукушку» клали в маленький гробик и зарывали, а на другой день вырывали; кукушку оставляли, а гробик, кое-где и одежду, хранили до следующего года.
В России «завивали венки» в разных местах на Вознесение, Семик, Троицу, Духов день или Петра-Павла.
Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. В некоторых местах они заканчиваются через неделю в день заговен (то есть, накануне Петровского поста).
Существовало поверье о том, что растения на Троицу наделяются особой магической силой, что отразилось в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы.
В Троицын день белорусские поселяне, празднуя приход пролетья, сплетают коровам на рога зелёные венки.
Троица являлась своеобразным разделом между весной и летом. В Полесье говорили: «У нас вэсна восемь нэдиль, до Трийцы». Во многих местах к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. Как и в другие пограничные дни в Троицу, по поверьям, активизировались потусторонние силы. В некоторых локальных традициях она считалась последним днём пребывания русалок рядом с людьми, в других— как последний день перед выходом русалок на землю. Олицетворением нечисти, разгуливавшей по земле, были ряженые, которых называли «дяды». Чтобы защитить свои дома от влияний нечистой силы крестьяне некоторых губерний на Троицу мелом ставили над оконными и дверными притолокамикресты.
В тех местностях, где верили, что в ночь на Троицу русалки выходят из реки, леса и бегают во ржи, опасались ходить по одному по полям, лугам и вообще за околицей. Всю семицкую неделю они рыщут по полям и берегам, завлекая неосторожных путников, чтобы защекотать их до смерти и увлечь за собой в подводное царство «дедушки Водяного». В некоторых местах в троицкую ночь с берёзками в руках молодые парни и девушки бегают по полям, гоняя русалок, а на восходе все вместе купаются в водах, уже безопасных от ухищрений водяниц.
В Верхне-Омской волости Томской губернииу сибиряков были свои понятия о праздничных днях Троицы: 1-й день Троицы считался «для Леса» и назывался «лесным» (воскресенье), 2-й деньсоздан «для Земли» (понедельник), 3-й день был предназначен «для Воды» (вторник) и включал соответствующие запреты на стирку, полив и пр.
В белорусском Полесьена Троицкой неделе обливают друг друга водой ( белор.Абливаха на траецкай неделе, у святках, абливалися вадой, шчоб дошч шоў). Также поступали и в Воронежской области: «Обливались водой. Это делали для того, чтобы пошёл дождь».
Сохранились описания украинского обычая середины XIX века «Водить Тополю» (на украинскомтопольженского рода—то́поля). Девушки выбирали самую статную из своих подруг, привязывали ей поднятые вверх руки к палке, обильно украшали венками, бусами, лентами, красочными платками и водили по селу и полям, где колосилось житос припевами:
Стояла тополя край чистого поля; Стій, тополонько! Не развивайсь, Буйному вітроньку не піддавайсь! |
Когда девушки заходили на двор, «тополя» низко кланялась хозяевам, а хозяева угощали девушек. «Тополе» же давали подарки или деньги «на ленты». Пожелание «Тополи» считались пророческими, а встретить её считалось к счастью.
Троицын день у русских
У русскихДень Святой Троицы (чаще простоТроица) был одним из важнейших праздников годового цикла. Сохранились многочисленные народные обычаи и традиции, связанные с этим днём, а также с неделями до и после Троицы. В субботу перед Троицейпроисходило одно из важнейших в году поминовение усопшихпредков.
На Троицу было принято украшать церкви, избы, дворы и даже улицы свежими травами, цветами и ветками. Особое место уделялось молодым берёзовым ветвям.
Кроме того, у русских сохранился древний обычай, имеющий дохристианскиекорни. Он заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Описание этого обычая мы находим у А.С. Пушкина в «Евгении Онегине»
В день Троицын, когда народ Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три… и у Сергея Есенина: Троицыно утро, утренний канон, В роще по берёзкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы… |
В этот день завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия.
Троицкие короли у словаков
В Словакии выбирались троицкие короли(в западной части Словакии и в Чехии это происходило 1 мая) и троицкие королевы (словацк. Turíčna kráľovná, Kvetná kráľovná), первое свидетельство о которых относится к XVI столетию. В XVIIв. игра была запрещена повсюду. За нарушение запрета взимались большие денежные штрафы, и в XVIII столетии она исчезла совсем. Сохранившиеся краткие свидетельства говорят о том, что в первый день Троицы парни выбирали себе так называемого короля. На голову ему надевалась корона, а в руку давалась украшенная палка, изображавшая скипетр. На протяжении трёх дней праздника сельское начальство лишилось своих полномочий и судебная исполнительная власть переходила в руки короля. Последний назначал себе «адъютанта» из своих товарищей, в обязанности которого входило передавать его повеления. Ликующая толпа вела избранника по улицам села. Устраивались танцы. Короля сажали на возвышение и подавали ему лучшие блюда. Когда он танцевал, его сопровождал адъютант, который держал королевский жезл. Время от времени король брал жезл и кидал одному из ребят. Если тот не успевал его поймать, его награждали тумаками. После Троицы власти короля приходил конец, но весь год затем он пользовался большим уважением со стороны односельчан.
Вождение быка у поляков
У поляков в некоторых польских зонах центральным персонажем троицких обрядов был бык. В Мазовииего покрывали старой сетью и обряжали цветами и ветками, вешали на рога берёзовый венок и гнали впереди стада, либо сажали на быка чучело «рыцаря» из ольховой коры и затем сбрасывали его наземь, называя этот обряд воловьей свадьбой (польск.wolowe wesele). В Куявии бык, покрытый попоной, с венком из цветов на рогах участвовал в торжественном шествии в сопровождении дюжины пастухов, дюжины девушек с цветами и музыкантов, которых встречало всё село.
Поговорки и приметы
- «Трійця трьома святами багата: квітами, травами й рум’яним літом»(укр.).
- «Бог Троицу любит» (сиб.).
- «Троица— три дня строится»(сиб.).
- «От Троицы до Успенияхороводов не водят».
- «Хороводы прекращаются с Троицы до Успенья».
- «Плыви мой венок на тот бережок, кто поймая мой венок— то будя женишок» (воронеж.).