Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)
Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский |
|
Страна |
Россия |
Город |
Переславль |
Конфессия |
Православие |
Тип здания |
собор |
Основатель |
Юрий Владимирович Долгорукий |
Первое упоминание |
1152 |
Строительство |
1152—1157 год годы |
Состояние |
Очень хорошее |
Спасо-Преображенский собор в Переславском кремле заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157. Функционирует как филиал городского музея-заповедника. Доступ внутрь ограничен.
Архитектура собора
Этот одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм — самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси (как и церковь Бориса и Глеба в Кидекше).
Стены собора выложены в полубутовой технике из прекрасно отесанных и положенных почти насухо белокаменных блоков. Толщина стен — от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.
Фундамент храма — ленточный (проходящий к столпам от стен), для своего времени уже архаичный. Фундамент сложен из крупного булыжника на извести. Глубина — 1,2 м, доведен до слоя плотной глины. Он значительно шире стен — выступает на 1 м с севера и 1,5 м с востока. До глубины 0,8 м фундамент опускается отвесно, а затем сужается.
Здание по сравнению с домонгольским временем «вросло в землю» примерно на 90 см: ниже отлива идут ещё 2 ряда кладки белокаменного цоколя.
Декор храма очень строг. Барабан украшен поребриком и городчатым поясом, по верху апсид проходят аркатурный пояс, поребрик и резной полувал.
А. Г. Чиняков, обследовавший и реставрироваший собор в 1940-х годах, предполагал, что барабан завершался цепочкой резных арочек, подобных завершениям барабанов владимирского Успенского собора.
Никаких каменных папертей и иных пристроек к собору не сохранилось, никаких их следов археологические исследования не открыли. Вероятно, к заложенному ныне входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены собора примыкала не каменная (как в большинстве домонгольских храмов Северо-Восточной Руси), а деревянная лестничная башня.
Во время раскопок в храме в конце 1930-х гг. были обнаружены майоликовые плитки жёлтого, зелёного и коричневого цвета, устилавшие пол. Более нарядные плитки, белые с голубым орнаментом, вероятно, украшали хоры.
Фрески и иконы
Во второй половине XII века собор был расписан фресками. Композиции «Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» обнаружил в 1862 году краевед и архитектор Н. А. Артлебен.
Во время реставрации собора в 1893—94 годах древние фрески были сняты мелкими кусками, уложены в ящики и укрыты в холодном сарае в беспорядке. В 1895 году Археологическая комиссия признала фрески не заслуживающими дальнейшего сохранения.
Сохранившийся фрагмент росписей (поясное изображение апостола Симона) сейчас находится в Историческом музее Москвы.
Не представлявшие значительной художественной ценности фрески XIX века счищены. Сейчас внутри собора белые стены.
Из переславского собора происходит исключительная по своим художественным достоинствам храмовая икона «Преображение» начала XV века, приписываемая кисти Феофана Грека (ныне — в Третьяковской галерее).
Граффити Спасо-Преображенского собора
При реставрации Спасо-Преображенского собора на его стенах было обнаружено несколько древнерусских граффити. Среди граффити была найдена уникальная надпись-сообщение XII века об убийстве князя Андрея Боголюбского и список имён его убийц.
Значение собора
Собор — единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе Александр Невский, родившийся в Переславле в 1221 году.
В XIII—XIV веках Спасо-Преображенский собор был усыпальницей переславских удельных князей. Здесь были захоронены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году при раскопках под руководством Н. Н. Воронина была обнаружена редкая декорированная треугольно-выемчатым орнаментом крышка саркофага с могилы Ивана Дмитриевича.
В год окончания Великой Отечественной войны, 2 сентября 1945 года, в соборе был создан музей Александра Невского, впоследствии закрытый.