Осенины

Осенины

Угощение хлебом

Тип:

народно-христианский

Иначе:

Осенние оспожинки, Праздник урожая, Богач, Малая Пречистая

также:

Рождество Богородицы (церк.)

Значение:

Окончаниние полевых работ, встреча осени

Отмечается:

в большинстве европейских стран

Дата:

8 (21) сентября

Традиции:

Чествование Богородицы, возжигание огня, братчина

Связан с:

осенним равноденствием

СОДЕРЖАНИЕ
Осенины
Возжигание огня
Почитание женщин
Посещение новобрачных
Застолье
Начало осени

Осенины (вар. Вторые осенины) — день народного календаря восточных славян, по времени проведения совпадающий с христианским праздником Рождества Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября. Праздник урожая, гостевания, угощения; окончание уборки яровых хлебов и огородных культур; встречи осени. В этот день чествовали и благодарили Богородицу за собранный урожай. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. В некоторых местах отправляются поминки по мёртвым, как в Дмитриевскую субботу.

Другие названия праздника

рус. Рождество Богородицы, Оспожинки, Аспожинки, Госпожинки, Вторая встреча осен, Богородицкая, Спасов день, Поднесеньев день, Спожа, Богáч, Праздник урожая,Малая Пречистая, Вторая Пречистая, Луков день (Яросл., Вологод.), День луковой слезинки, Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасекин день, Аспосов день, Вторые осенины,Спосов день (рязан.), Женское Рождество (прикам.), Праздник Рожаниц; укр. Друга Пречиста, Мати Пречиста; белор. Багач, Багатнiк, Багатуха, Малая Прачистая, Спожка, Другі святок; укр. Різдво богородиці, Друга Пречиста, Сватання, Заручини; польск. Bogarodzica, Dzień Narodzin Najswiqtszej Panny Siewnej, Gruszki, Gruszkowy odpust, Jablka, Jabłkowy odpust, Matka Boska Siewna, Matka Boska Żytosiewna, Matki Boskiej Siewnej, Narodzenie Maryi, Narodzenie Najświętszej Marii Panny, Odpust Matki Boskiej Siewnej, Siewna, Węgorzowy odpust;морав. и чеш. Narození Panny Marie, Panenka Márie, Matka Bozi (Semenná); словацк. Zelinová Раnna Maria, Setová Panna Maria, Velká Mara, Mala Mara); серб. Мала Госпоjина, Мала Госпоине;макед. Мала Богороица; болг. Малка Богородица (Богройца), Мала Госпа, Малка черква (чорква); хорв. sveta Marija mala; словен. mali šmaren, mala maša, mala gospojnica, Marijino rojstvo.

У восточных славян

Возжигание огня

Кое-где в Белоруссии «другую Пречистую Матерь Божию» считали первым осенним днём. Про этот день говорили: «Всякому лету аминь».

Встреча осени в некоторых местностях отмечается обновлением в избе огня: старый огонь гасят и зажигают новый, который добывают ударами кремня или трением дерева.

Белорусское название праздника «Засiдкi» говорит о том, что с этого дня позволяется сидеть в доме с огнём. Засидки устраиваются с 8 по 14 сентября включительно; в них принимают участие слесаря, бочары, столяры и вообще те, кто после 14 сентября (Воздвиженье) начинает заниматься каким-либо мастерством.

Почитание женщин

Рано утром женщины выходили к берегам озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. Старшая женщина стоит с хлебом, а молодые вокруг неё поют песни. Затем разламывают хлеб на куски по числу присутствующих и кормят им домашний скот.

Женщины произносили заговорные слова: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму».

Посещение новобрачных

В старые годы в этот день сходилась к новобрачным все родные и знакомые, созванные «навестить молодых, посмотреть на их житье-бытье». После сытного обеда молодая хозяйка показывала в доме все свое хозяйство. Гости, по обыкновению, должны были хвалить и учить уму-разуму. Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка приговаривая: «Аспосов день — поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте — хозяйского добришка не жалейте!».

Застолье

Иногда в связи с окончанием сбора урожая устраивалась сельская братчина. «Празднество это, в зависимости от урожая, отличается большим разгулом. При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Это деревенское „пировство“ развертывается по всем правилам хлебосольства и со всеми приёмами гостеприимства по преданию и заветам седой старины и по возможности широко и разгульно».

Начало осени

В Заонежье в некоторых деревнях молодёжь гадала, когда выезжала на острова для проведения молодёжного праздника в честь завершения жатвы.

У западных славян

Поляки в этот день делают первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Успение.

Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю — до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели. Словаки и чехи считали, что на Рождество Богородицы ласточки улетают (словацк. Panny Marie narodenie, lastoviciek rozlucenie). Много примет и поверий связано с уборкой урожая: «Матерь Божья капустные головки складывает» (чеш. Matka Bozí hlávku (zelnou) slozí); «На Матерь Божью первые сливы в сушильне» (чеш. Na Matku Bozi prvni násyp trnek); «Малая Мария (Благовещенье) забрала хлеб, Большая дала хлеба» (чеш. Malá Mara chleba vzala, velká Mara chleba dala).

Поговорки и приметы

  • «Будзь багаты, як восень!» (белорус.).
  • Осенины — вторая встреча осени.
  • Луков день — с этого дня собирают лук с гряд (Яросл., Вологод.).
  • Пасиков день — убирают пчёл с пасек или пчёльников (Пенз., Сарат.).
  • Женщины встречают осень у воды.
  • К новобрачным идёт в гости родня.

Просмотров: 1247

Создан: 2016-03-01

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4752
Комментариев
0