Обводный канал

Обводный канал

Обводный канал возле пересечения с Боровой улицей

Страна:

Россия

Регион:

Санкт-Петербург

Длина:

8,08 км

Голова:

Нева

Устье:

река Екатерингофка

СОДЕРЖАНИЕ
Обводный канал

Обводный канал — самый крупный канал в Санкт-Петербурге. Берёт начало от реки Невы в районе Александро-Невской лавры и доходит до реки Екатерингофки.

История

Первоначально канал был прорыт в 1769—1780 годах по проекту инженера Л.Л. Карбонье между рекой Екатерингофкой и Лиговским каналом. Со стороны города как оборонительный объект был укреплён валом. В 1805 году инженером И.К. Герардом начата прокладка восточного участка Обводного канала, а также углублено и расширено существующее русло. Работы продолжены в 1816—1833 годах под руководством инженеров П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона. К 30-м годам XIX века Обводный канал стал южной границей города.

Канал строился как судоходный. В настоящее время он сильно обмелел: судоходство затруднено, могут проходить небольшие суда с малой осадкой. Во второй половине XIX века Обводный канал стал местом скопления промышленных предприятий, служа как источником воды, так и открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных заводов и фабрик. Канал являлся дешёвой и удобной транспортной артерией для перевозки сырья и готовых изделий. В середине XIX века к заводским постройкам добавились здания Варшавского (1852—1853) и Балтийского (1855—1858) железнодорожных вокзалов.

Сейчас Обводный канал пересекают 15 автомобильных, шесть пешеходных и два железнодорожных моста (третий железнодорожный мост, располагавшийся между Шлиссельбургским и Атаманским мостами, был демонтирован в декабре 2010 года), а сам канал утратил своё значение водной транспортной магистрали, превратившись со временем в автотранспортную. Новую жизнь получают промышленные здания.

Географические сведения

Длина канала составляет 8,08 км, ширина — 21,3 м (в восточной части — до 42,6 м), глубина — до 2 м. В Обводный канал впадают реки Монастырка (справа) и Волковка (слева).

Интересные факты

Доходные дома на Обводном канале

В городе участок Обводного канала от Борового моста до устья Волковки негласно считается проклятым местом. Согласно легенде, в древности там находилсь карельское языческое капище, разоренное шведами. В 1923 г. остатки капища были найдены рабочими во время ремонта канала и выброшены на свалку. В том же году на Обводном канале началась настоящая эпидемия самоубийств: за год покончили с собой, бросившись в канал с Борового, Новокаменного, Предтеченского мостов и железнодорожного виадука близ Волковки, 88 человек. Следующая волна пришлась на 1933 г. - 107 случаев самоубийств. В дальнейшем рост числа самоубийств приходился на 1943, 1953 гг. и т.д. (в 1993 г. - 303 зафиксированных случая). Согласно высказываниям спасенных, их внезапно охватывало непреодолимое и ничем не объяснимое желание броситься в канал.

Достопримечательности

Газгольдер Петербургского газового завода
  • Дом 3—5 — хлебные амбары Александро-Невской лавры. Построены в 1846—1849 годах А. П. Гемилианом и К. И. Брандтом.
  • Дом 7 — здание бывшей Духовной Академии, построенное в 1817—1819 годах по проекту Луиджи Руска на территории Александро-Невской лавры. Памятник классицизма. С 1841 по 1918, и с 1946 по настоящее время в здании располагалась Санкт-Петербургская духовная академия. С 1926 года в здании располагался Северный факультет Ленинградского восточного института (бывший ЦИЖВЯ), переформированный в 1930 г. в Институт народов Севера. Во время войны в здании находился госпиталь.
  • № 74 — Газовый завод Общества столичного освещения (1858—1862, архитектор Р. Б. Бернгард, совместно с В. Р. Бернгардом) с газгольдером.
  • Дом 82 — доходный дом. Построен в 1898—1899 годах архитектором П. М. Мульхановым.
  • Дом 90а — производственное здание завода А. Ф. Штритера. Надстроено в 1885 году Б. Е. Фурманом.
  • Дом 107 / Верейская улица, д. 47, угловая часть — доходный дом, построенный в 1886 году по проекту Б. Е. Фурмана, перестроен и расширен в 1908 году И. П. Володихиным. Дом постройки Фурмана был включён в новое здание.
  • Дом 118 — производственные здания станции Петербург-Варшавский-Товарный, вторая половина XIX века, кирпичный стиль. Снесены в 2007 году.
  • Дом 124 / улица Шкапина, д. 2 — доходный дом. Построен в 1907 году по проекту А. К. Голосуева.
  • Дом. 136 — производственное здание бумагопрядильной фабрики наследников Голенищева. Построено в 1863 году. Архитектор Ц. А. Кавос.
  • Дома 169—173 — Измайловские провиантские магазины, построенные в 1819—1823 годах архитектором В. П. Стасовым. Памятник классицизма.
  • Дом 179А — городской Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
  • Дом 181 — Дворец культуры имени А. Д. Цюрупы, бывший Дом просветительных учреждений. 1913, арх. Н. В. Дмитриев.
  • Дома 197—201 — угол с улицей Циолковского, 15, правая часть — комплекс зданий 4-го казённого винного склада и завода. Построены в 1896—1898 годах по проекту Г. Г. Рабцевича

Просмотров: 4628

Создан: 2016-01-01

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0