Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства
Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества |
|
Дата основания |
в 1978 году |
Местонахождение |
поселок Нижняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области |
Сайт: |
Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества — музей под открытым небом в старинном селе Нижняя Синячиха, в котором представлены типы жилых и хозяйственных построек Урала, а также уникальное собрание уральской народной росписи внутреннего убранства домов, ставен и других изделий прикладного творчества.
История музея
Основатель музея инженер-землеустроитель Иван Данилович Самойлов с 1947 года начинает изучать историю Среднего Урала и приобретать на свои средства предметы древнерусского и народного искусства, которые он впоследствии передаст музею-заповеднику. С 1967 года Иван Данилович начинает заниматься практической работой по реставрации памятников каменного и деревянного зодчества. В течение 10 лет он ведет реставрацию сильно разрушенного памятника архитектуры конца XVIII века — Спасо-Преображенской церкви стиля барокко в селе Нижняя Синячиха Алапаевского района. В 1978 году в этом здании он открывает народный музей уральской домовой живописи и на фоне этого памятника на свободной территории по берегам речки Синячихи на площади 60 га создает музей — заповедник деревянного зодчества и народного искусства под открытым небом.
Экспозиция музея
В музейный комплекс входят более 20 различных зданий и сооружений, в том числе три усадьбы крестьян 17,18,19 веков, четыре часовни, башни острога и сторожевая, ветряная мельница, пожарная с дозорной каланчой. Так же в музее представлены предметы быта и орудия труда крестьян, единственная в мире коллекция народной росписи по дереву (Урал, Западная Сибирь, XIX в.), иконы местного письма XVIII и XIX вв, рукописные и старопечатные
Спасо-Преображенская церковь
В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенская храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец. Но, по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является редким и лучшим образцом сибирского барокко. С конца 60-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 80-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.
Согласно книге «Режевские сокровища», И. Д. Самойлов родился в деревне Исаково, что на реке Реж. В этих же местах он собрал большую часть своего знаменитого собрания предметов деревянного зодчества и крестьянской народной росписи.
Крестьянские усадьбы
В музее деревянного зодчества представлены усадьбы XVII, XVIII и ХIХ веков. Они позволяют проследить, как со временем изменялась архитектура, конструкция, декор, планировка жилого комплекса уральской деревни. Изба XVII века практически лишена украшений. Завершает здание огромная двускатная кровля с вознесшимся к небу коньком, главным декоративным элементом и оберегом дома.
В XVIII веке фасад избы получает большее количество украшений. Окна становятся шире, с двумя ставнями. Наличники окон украшаются росписью и резьбой. Планировка усадьбы переходит от гнездовой к уличной планировке.
Настоящая революция в архитектуре крестьянского жилища происходит в XIX веке: увеличивается размер дома, усложняется планировка. Но самое главное, фасад здания и даже хозяйственные постройки получают обилие резных украшений. Интерьер дома раскрашивается сказочными росписями, которые поражают не меньше, чем внешний облик здания.
Часовни
Гордостью музея деревянного зодчества являются пять часовен, в прошлом подобные строения ставились не только в селах (отличительной особенностью которых было наличие церкви), но и во многих деревнях Среднего Урала. Часовня «Ильи Пророка» относится к старейшему на Урале типу клетских культовых сооружений, состоящих из сруба с двускатной крышей, над которой возвышается главка с круглым барабаном и луковицей.
Общественная архитектура
Уникальным на Урале памятником фортификационной архитектуры является башня Арамашевского острога. В XVII веке, когда первые русские поселенцы на Среднем Урале селились вблизи границы с кочевниками, деревянные крепости-остроги строились для защиты окрестных деревень.
Самой характерной деталью уральских поселений было здание пожарной. В заводских поселках для наблюдения за противопожарной безопасностью ставились более высокие сооружения. Часто они надстраивались над административными зданиями. Иногда возводились как самостоятельные постройки, подобно музейной сторожевой башне.
Интересным памятником архитектуры является ветряная мельница. Чаще на Среднем Урале ставили водяные мельницы, но в деревнях и селах по берегам крупных рек строились ветряки.
Двухэтажный шестистенный дом в своё время был центральным элементом целого комплекса (таможня, избы, амбары, конюшни и т. д.), которые возводились вдоль Сибирского тракта, соединявшего Центральную Россию и Сибирь.
Историческое и культурное значение
Указом президента РФ № 176 от 20.02.95 г. музей включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения, что подтверждает высокий уровень музея-заповедника. Сегодня музей — это ещё и центр по изучению фольклора Среднего Урала, здесь проходят областные и районные праздники народного творчества, семинары Свердловского архитектурного института, художественного училища, мастеров фарфоровых, керамических, коврово-текстильных фабрик. Музей оказывает методическую, консультационную помощь другим территориям области в деле реставрации памятников народной культуры.