Курская (станция метро, Арбатско-Покровская линия)
Курская |
|
Дата открытия: |
13 марта 1938 года |
Проектное название: |
Курский вокзал |
Район: |
Басманный |
Округ: |
ЦАО |
Тип: |
Пилонная трёхсводчатая глубокого заложения |
Глубина заложения, м: |
30,7 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: |
Л. М. Поляков |
Инженеры-конструкторы: |
Н. М. Комаров, Г. И. Кибардин |
Выход к улицам: |
Площадь Курского вокзала, улица Земляной Вал |
Переходы на станции: |
Кольцевая линия Курская, Люблинско-Дмитровская линия Чкаловская |
Наземный транспорт: |
А 40, 78, М; Тб Б; Тм 20, 24, Б |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
МТС, Билайн, МегаФон |
Код станции: |
046, Ку |
Соседние станции: |
Площадь Революции и Бауманская |
«Курская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена под улицей Земляной Вал между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Название получила по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.
История
История проектирования станции «Курская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле Библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. Возле Курского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Курская». В первоначальном проекте станция называлась «Курский вокзал».
Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Расположение станции в плане было обусловлено требованиями наиболее рационального обслуживания пассажиров Курского вокзала и дальнейшего направления трассы Покровского радиуса к Спартаковской площади с обходом Московского газового завода. Кроме того, отсутствие окончательного проекта планируемой реконструкции Курского вокзала вынудило проектировщиков расположить станцию диагонально по отношению к площади Курского вокзала. Предполагалось два выхода: на месте здания багажного отделения Курского вокзала (из восточного торца) и в одном из жилых домов на Садовой улице (из западного торца). Однако проект западного выхода не был осуществлён. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» второй очереди Московского метрополитена.
Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки.
В 1950 году был открыт переход на станцию «Курская» Кольцевой линии, а также ещё один выход в наземный вестибюль. В 1996 году открылся переход из западного торца на станцию «Чкаловская» Люблинской линии. В 1997 и 2000 годах на станции были установлены новые эскалаторы.
Архитектура и оформление
Вестибюль
Станция имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), в который можно выйти из восточного торца. Центральный зал соединяется с промежуточным вестибюлем тремя эскалаторами типа ЭТ-3М, установленными в 2000 году с балюстрадами из нержавеющей стали. Промежуточный вестибюль — большое кубическое помещение, из которого в одну сторону широкий проход выводит в круглый колонный вестибюль. В центре него стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком. Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками. Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения.
К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов (типа УТ-2000). Кассовый зал представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают кроме пилонов цилиндрические колонны. Зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В кассовый зал ведут три лестницы, расположенные по его длинной стороне, напротив пилонов и турникетов. В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором.
В другом выходе из промежуточного вестибюля — длинный с поворотом коридор к межэтажному эскалатору типа ЭТ-5М, установленному в 1997 году, который выводит в наземный кассовый вестибюль в первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала. Из-за особенностей расположения станции под площадью, переход к выходу получился немного замысловатым, так как турникеты находятся дальше от эскалатора. Сами турникеты на станции были заменены на модели принципиально новой конструкции — с прозрачными открывающимися створками типа УТ-2000 (В 2009 году они были модернизированы). Также одна из немногих станций, где сохранились оригинальные надписи: «ВХОД», «НЕТ ВХОДА», «ВЫХОД», «НЕТ ВЫХОДА» и «К КАССАМ И ПОЕЗДАМ».
Станционные залы
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту (архитектор Л. М. Поляков). Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров.
Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции опирается на два ряда мощных пилонов, отделанных серым с белыми прожилками мрамором Уфалейского месторождения. Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Потолок станции украшен рельефным орнаментом с лепными вставками. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором.
Переходы
Переход на Кольцевую линию, открытый в 1950 году, находится в центре зала. Там переходная камера с лестницами на спуск и на подъём. Далее длинный коридор выводит к мостику над платформой в сторону «Таганской» и лестнице в центре зала «Курской-кольцевой».
Переход на Люблинскую линию — в западном торце через пристройку, удлиняющую центральный зал, по короткому эскалаторному тоннелю и короткому переходу с арками в аванзал «Чкаловской». Пристройка, удлиняющая центральный зал, была построена специально для перехода через ранее глухой западный торец станции в 1996 году.
Путевое развитие
Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок. На станции 2 стрелочных перевода.
Станция в цифрах
- Код станции — 046.
- Глубина залегания станции — 30 метров.
- Высота над уровнем моря — 110 метров.
- Пикет ПК031+51.
- По данным 1999 года, ежедневный пассажиропоток по вестибюлям составлял 18 330 человек, пересадочный пассажиропоток на станцию «Курская» Кольцевой линии — 30 900 человек, а пересадочный пассажиропоток на станцию «Чкаловская» — 60 400 человек. Согласно статистическому исследованию 2002 года, пассажиропоток станции составлял: по входу — 19 900 человек, по выходу — 15 600 человек.
- Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 30 минут, время закрытия — в 1 час ночи.
- Таблица времени прохождения первого поезда через станцию:
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
По чётным числам |
||
По нечётным числам |
||
В сторону станции «Пятницкое шоссе» |
5:43:25 |
5:45:45 |
5:46:55 |
5:45:25 |
|
В сторону станции «Щёлковская» |
5:49:35 |
5:49:50 |
5:50:00 |
5:49:50 |
Расположение
Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал.
Железнодорожный транспорт
Курский вокзал обслуживает поезда дальнего следования восточного, южного, западного и северо-западного направлений. От Курского вокзала начинается Курское и Горьковское направления Московской железной дороги.
Пригородные поезда от вокзала следуют по Курскому, Горьковскому, Смоленскому и Рижскому направлениям.
Наземный общественный транспорт
Станция «Курская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта:
- Остановка «Курский вокзал» находится на 1-м Сыромятническом переулке. На ней останавливаются трамваи № 20 и 24.
- Остановка «Курский вокзал» находится на улице Земляной Вал. На ней останавливается троллейбус № Б.
- Остановка «Верхняя Сыромятническая улица» находится на Верхней Сыромятнической улице. На ней останавливается автобус № 40.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)
Маршрут |
Следует к станциям метро |
Конечный пункт 1 |
Конечный пункт 2 |
трам. №Б |
Курский вокзал |
Метро «Сокольники» |
|
авт. № 40 |
«Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая, «Площадь Ильича», «Римская» |
Ст. метро «Сокольники» |
Завод «Красный Путь» |
трол. № Б |
«Красные ворота», «Сухаревская», «Смоленская»-арбатская, «Смоленская»-филёвская, «Парк культуры»-радиальная, «Парк культуры»-кольцевая, «Павелецкая», «Таганская»-кольцевая, «Таганская»-радиальная |
Садовое кольцо (внешнее кольцо) |
|
тр. № Бк |
«Смоленская», «Сухаревская», «Красные ворота», «Таганская», «Павелецкая», «Парк культуры» |
Садовое кольцо (внутреннее кольцо) |
|
трам. № 20 |
«Дубровка», «Пролетарская», «Крестьянская застава» |
Угрешская улица |
Курский вокзал |
трам. № 24 |
«Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная» |
Новогиреево |
Курский вокзал |
Станция «Курская» в культуре
- Станция «Курская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев.
- На станции происходит ряд миссий в компьютерной игре «Симбионт».