Кощей
Кощей |
|
Мифология: |
Славянская |
Упоминания: |
русские народные сказки «Марья Моревна»; «Царевна-лягушка»; былина «Садков корабль стал на море, «Иван Годинович» |
Связанные понятия: |
Кощеево царство |
Связанные персонажи: |
Марья Моревна, Иван-царевич, Баба-Яга |
Атрибуты: |
Жезл |
Кощей Бессмертный, Кащей (вероятно от кость, первоначальное значение «худой, тощий») — персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах: «На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, в яйце — смерть Кощея».
Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика либо живого скелета, часто представляется скаредным и скупым («там царь Кащей над златом чахнет» А. С. Пушкина).
Помимо русских народных сказок, упоминается в чешской сказке «Меднобородый» и в польской «Пять овечек», где именуется Кощеем Меднобородым, и открыто зовётся владыкой подземного царства, вылезает из водной сферы и имеет медную бороду.
Образ Кощея
В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна сверхъестественной силы на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («Зорька, Вечорка и Полуночка», «Иван Соснович», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов Ивана Сосновича он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом. В народных сказках его антагонист — Иван-царевич.
Сила Кощея
Вода придаёт Кощею сверхъестественную силу — выпив три ведра, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья Марьи Моревны.
Кощей является весьма могущественным чародеем:
- в сказке «Иван Соснович» превращает в камень целое царство;
- в сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех;
- в сказке «Царевна-Змея» превращает царевну в змею;
- в сказке «Царевна-лягушка» наказывает царевну, надевая на неё лягушачью кожу.
Сам Кощей имеет обыкновение превращаться в ворона.
Кощей не может быть побеждён подобно прочим врагам, а только путём выполнения определённых манипуляций:
…нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт. «Царевна-лягушка» |
В сказке о Марье Моревне главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь:
Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру. |
В другом варианте этой сказки Иван не сжигает труп Кощея, а добивает его палицей после того, как его лягнул богатырский конь.
Во многих сказках упоминается, что Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованным цепями.
Происхождение слова «кощей»
По Фасмеру, два значения слова «кощей» имеют разную этимологию:
- «худой, тощий человек, ходячий скелет» или «скряга» — происхождение от слова «кость».
- древнерусское «отрок, мальчик, пленник, раб» от тюркского kоšči «невольник», в свою очередь от kоš «лагерь, стоянка».
Краткий этимологический словарь русского языка (Шанский и др.) отмечает, что древнерусское слово кощей в значении «раб, пленник», которое было заимствовано из тюркского языка, этимологически ничего общего с «бессмертным кощеем» не имеет.
Худой, скупой человек
Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь), то есть это адъективная форма koštьі (отымённое прилагательное в именительном падеже единственного числа), склонявшаяся по типу «божий».
Слово «кощей» на других славянских языках переводится как «кожа, шея, кости». Так, на сербском «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенском и польском — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).
Раб, пленник
В «Слове о полку Игореве» древнерусское «кощей» упомянуто трижды: князь Игорь Святославич, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то «чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы)»; также сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».
В этом же значении «кощей» фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка «Кощей» (также «Кошькей», с диалектным новгородским чтением -«щ»- как -«шьк»-) встречается как личное имя.
Это слово, по одним предположениям, произошло от «стоянка» (в древнерусском «кошь» — «стан, обоз»; в украинском языке «кіш» означает «стан, поселение», а «кошевой» — «старшина, начальник коша», и соответственно — хранитель общей казны коша. В белорусском языке «кашеваць» означало «раскинуть стан»). А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от «кости́ть» (бранить), но Фасмер отмечает это сближение как менее вероятное.
Погибель
В сказках говорится, что он «бессмертный», однако у Кощея есть смерть, хоть она и спрятана.
По одной из версий, смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове.
Враги
- В ряде сказок врагом Кощея выступает Баба-Яга, которая сообщает Ивану-царевичу информацию о том, как его убить, однако иногда они заодно.
- Также врагами Кощея являются богатыри Дубыня, Горыня, Усыня из сказки «Иван Соснович». Двоих из них Кощей убивает, а Дубыню смертельно ранит. В этой сказке Кощей (Кащей) погибает от рук Ивана Орла.
Сказки о Кощее
Русские и славянские народные сказки
- Марья Моревна
- Царевна-Лягушка
- Царевна-змея
- Иван Соснович
- Медведко
- Кощей Бессмертный
- Иван Быкович
- Меднобородый
Авторские
- Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери (Василий Жуковский)
- Вниз по волшебной реке (Эдуард Успенский)
- Соловей Разбойник против Кащея и Вовки-крестоносца
Список «Кощей в искусстве»
Фильмы
- Кащей Бессмертный (Георгий Милляр)
- Огонь, вода и… медные трубы (Георгий Милляр)
- Римский-Корсаков (Евгений Лебедев)
- Весёлое волшебство (Фёдор Никитин)
- Новогодние приключения Маши и Вити (Николай Боярский)
- Там, на неведомых дорожках… (Александр Филиппенко)
- После дождичка в четверг (Олег Табаков)
- На златом крыльце сидели (Виктор Сергачёв)
- Сказка про влюблённого маляра (Валерий Ивченко)
- Лиловый шар (Игорь Ясулович)
- Книга мастеров (Гоша Куценко)
- Чудеса в Решетове (Нодар Мгалоблишвили)
- Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства (Валерий Ткачёв)
- Реальная сказка (Леонид Ярмольник)
- Приключения в Тридесятом царстве (2010) (Евгений Щетинин)
Сериалы
- «Гримм», 3 сезон 9 серия «Красная угроза» (2014) (неоднозначный персонаж, Марк Иванир)
- «Сказки У» (2014) (персонаж Чахлик Невмирущий — пародия на Кощея)
Мультфильмы
- «Царевна-лягушка» (1954) (реж. Михаил Цехановский, озвучил Александр Румнев)
- «Сказка сказывается» (1970, озвучил Георгий Милляр)
- «Царевна-лягушка» (1971, реж. Ю. Елисеев)
- «Молодильные яблоки» (1974, озвучил Георгий Милляр)
- «Баба Яга против!» (1980)
- «Ивашка из Дворца пионеров» (1981, озвучил Гарри Бардин)
- «А в этой сказке было так…» (1984, озвучил Михаил Козаков)
- «Два богатыря» (1989, озвучил Павел Смеян)
- «Фантазёры из деревни Угоры» (1994, озвучил Георгий Вицин)
- «Бабка Ёжка и другие» (2006) (положительный персонаж, озвучил Алексей Колган)
- «Иван-Царевич и Серый Волк» (2011, озвучил Сергей Русскин)
Опера, балет, музыка
- Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный».
- Балет Игоря Стравинского «Жар-птица».
- Панк-рок-опера группы «Сектор газа» — «Кащей Бессмертный», арию Кащея исполнил Юрий Клинских.
- Прообраз Кощея использован в инструментальной композиции испанской нью-метал группы "Toundra" - "Koschei".
Образ в литературе
- Историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» (1833 год).
- В серии книг «Тайный сыск царя Гороха» (Белянин, Андрей Олегович) Кощей выступает в образе местного «криминального авторитета», с деятельностью которого борется главный герой серии.
- В серии книг «Преданья старины глубокой» Александра Рудазова Кащей — главный злодей книги.
- В комиксе «Хеллбой» появляется наряду с другими славянскими мифическими существами — Бабой-Ягой, Перуном, Василисой Прекрасной, Домовым.
- В сборнике Ольги Громыко «Ведьмины байки», а конкретно — повести «О бедном Кощее замолвите слово».
- В серии книг «Кащей» (Дмитрий Мансуров) Кащей выступает в роли учёного, потерявшего память (настоящее имя Леснид), собиравшего золото с маниакальным упорством для того, чтобы всего лишь использовать несколько сот грамм для микросхемы.
- В третьей части трилогии М. Г. Успенского «Приключения Жихаря» — «Кого за смертью посылать» (1998) Кощей Бессмертный отождествлён с вечно юным и прекрасным Питером Пэном. Репутацию старого похитителя женщин Кощей приобрёл благодаря рассказам его многочисленных любовниц, желавших таким образом ввести в заблуждение своих мужей или женихов.
- В цикле «Хонор Харрингтон» Дэвида Вебера «Кощеями» называются генетически модифицированные рабы, первоначально созданные «славянскими гегемонистами». Война с использованием «кощеев»-солдат едва не уничтожила Землю и привела к серьёзным ограничениям на генную инженерию в остальной части освоенной галактики.
Интересные факты
- В СССР (прежде всего сталинского периода) Кощей играл роль одного из главных злодеев в сказочной кинематографии и мультипликации. Причём в разные периоды (Великая Отечественная война, "Холодная война") в образе Кощея нетрудно разглядеть врагов советского государства того времени. Так, в фильме 1944 года "Кощей Бессмертный" в его образе чётко показан Гитлер, а в мультфильме 1954 года "Царевна-лягушка" Кощей очень похож на американского "Дядю Сэма".