Караконджул
Караконджул (болг. караконджул, макед. караконцол, серб. караконџула от греч. καλλικάντζαρος злой дух через турецкое посредство) — сверхъестественное существо, поверья о котором известны турками и грекам, а также сербам, македонцам и болгарам, находившимся в контакте с ними. Считается преимущественно сезонным, святочным демоном.
Название, возможно, происходит от kalos-kentauros, что означает «красивый кентавр».
Восточнославянскими параллелями караконджулам как святочным демонам являются шуликуны и кикимора.
В южнославянском фольклоре
Считается, что они выходят из воды или из пещер и нечистых мест на период от Рождества (иногда от Игнатьева дня, 20 декабря (2 января) ) до Крещения (или Бабина дня, 8 (21) января).
Сербы полагают, что караконджул появляется осенью, на северо-востоке Болгарии уподобляют святому Тодору и временем его вредоносных действий считают первую неделю Великого поста. Повсеместно караконджул — ночной дух, исчезающий с первым криком петухов. Нередко отмечается связь с водой, особенно у сербов и черногорцев. По внешним признакам и функциям уподобляется другим мифологическим персонажам: вампиру, волколаку, оборотню, которые вместе со всей нечистой силой активизируются в святки.
Видеть его могут только люди, рождённые в субботу.
В греческом фольклоре
Караконджул и Мировое древо
Существует поверье, что караконджулы (греч. καλλικάντζαρος — «калликантзарос») живут под землёй и пилят Мировое древо, чтобы в конце концов оно пало вместе со всей Землёй. Однако, когда они приступают к отпиливанию последней части, наступает Рождество, и у них появляется шанс выйти наружу. Они забывают про Древо и выбираются на землю, чтобы устраивать бесчинства и донимать людей.
В конце концов, на Богоявление (6 января), они спускаются обратно под землю, чтобы продолжать пилить, но обнаруживают, что Мировое древо зажило, и им приходится заново браться за работу. Так повторяется каждый год.
В литературе
В романе Роджера Желязны «Этот бессмертный» Кассандра считает Константина-Конрада калликанзаросом.