Хорс
Хорс (др.-рус. Хърсъ) — в древнерусской языческой мифологии бог солнца.
Этимология имени
Этимология теонима Хорс не ясна. Согласно наиболее распространенной версии, имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест. hvarə xšaētəm, пехл. xvaršêt,перс. xuršēt «сияющее солнце», осет. хур «солнце», но все подобные этимологии уязвимы для критики как в лингвистическом, так и в историческом отношении, так как сложно объяснить, когда и каким образом иранское слово стало именем славянского божества.
Некоторые историки (например, Б. А. Рыбаков) связывают происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).
По данным источников
По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.
Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»
Хорс упоминается в одной из редакций «Беседы трёх святителей». В одном из фрагментов этой беседы Василий Великий отвечает:
Есть два громовых ангела: эллинский старец Перун и Хорс-жидовин — вот два ангела молнии. Оригинальный текст (древнерусск.) Два ангела громная есть, елленскій старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ, два еста ангела молніина. |
Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм, эллинами же на Древней Руси называли язычников. По мнению Б. А. Успенского, поддержанному М. А. Васильевым, языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры. «Национальная принадлежность» божеств в этом отрывке была объяснена В. Й. Мансиккой: в греческом оригинале текста Перуну соответствует Аполлон (греческое, «эллинское» божество), а Хорсу — Нахор, ветхозаветный, «иудейский» персонаж.
Неясно то, является ли связь в данном отрывке Перуна и Хорса с функциями грома и молнии чисто случайной, или осмысленной переводчиком. М. А. Васильев полагает, что связь не случайна — связь Перуна с громом и молниями всем известна, а добавление Хорса, которого он считает богом солнца, может объясняться тем, что солнце в Древней Руси по некоторым данным считалось источником молний.
В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Первые издатели не поняли этого места, оставив «Хръсови» без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), затем В. А. Жуковский перевел его как Херсон, а Д. Н. Дубенский — как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Днѣпрови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Наконец, в 1840 г. анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И. Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце. Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских» Как показывает в своей работе российский религиовед А. А. Бесков, версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии. Но, поскольку эта этимология крайне ненадежна, солнечная природа Хорса вовсе не является установленным фактом и логичнее было бы видеть в нем бога луны. Впрочем, этот исследователь не склонен настолько жестко сопоставлять древнерусских божеств с определенными функциями или природными объектами - он реконструирует обширный пласт древней восточнославянской мифологии, в котором сопряжены солярный, лунарный, близнечный культы, а также культы коня, волка, свадебная обрядность. С его точки зрения, Хорс и Дажьбог могли осмысляться в качестве божественных близнецов, подобно древнеиндийским Ашвинам или древнегреческим Диоскурам, из которых один мог соотносится с солнцем, а второй с луной. При этом он отмечает параллелизм между Хорсом и Волосом, последний из которых, возможно, был хтонической ипостасью Хорса, что объяснило бы отсутствие Волоса в пантеоне князя Владимира (о котором см. выше).
Идолы и храмы
Идол Хорса, установленный Владимиром Святославичем в Киеве, был деревянный. Как полагает Б. А. Рыбаков, идол находился в нише по правую руку от идолаПеруна, рядом с Даждьбогом.
Немец Вундерер, путешествовавший по Руси в 1589—1590 годах, описал идола Корса близ Пскова:
Перед городом (Псковом) мы видели двух идолов, которые были издревле поставлены жрецами и которым они поклоняются. Именно, Услада, каменное изображение, которое держит в руке крест, и Корса, который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой — огненный луч. |
Считается, что в этом описании имена идолов вымышлены. Идентификация Хорса со вторым идолом-змееборцем весьма затруднительна, так как обычно в образе громовика-змееборца выступает Перун. Вместе с тем, возможно идентифицировать Хорса с другим идолом, имеющим в качестве атрибута крест. Историкам удалось обнаружить фрагмент идола с крестом. Он, действительно, каменный, а в правой руке божества, прижатой к груди, изображен крест, похожий на христианский. При возможном влиянии христианства, исследователи допускают, что символ креста имеет языческое объяснение — символ света. Такой псковский пантеон X века вполне согласуется с пантеоном Владимира, где первые места занимали Перун и Хорс.
Имя Хорса в топонимике
С. И. Котков установил, что в гидронимии Новгород-Северской области XVII—XVIII веков существовали Хорсово болото и овраг Хорсов.
Как указывает А. А. Бесков, в Боровском районе Харьковской области недалеко от села Гороховатка существовала деревня Хорсивка, ныне скрытая водами Червонооскольского водохранилища. Что важно, среди жителей деревни были носители фамилии Хорс.
В Пинежском районе Архангельской области (недалеко от д. Веркола) есть речка Хорса.
Название острова Хортица также иногда связывают с Хорсом.
В Болгарии есть село Хърсово, Разградская обл.
Бог Хорс в искусстве
В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса.