Домовой
Домовой |
|
Мифология: |
Славянская |
В иных культурах: |
Шаапет, Кобольд, Шкрьяток, Коркамурт, Кагыр-кан, Дзасики-вараси |
Домовой (кутный бог) — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных.
Обычно домовым считался умерший член семьи, первопредок рода (в.-слав.); умерший член семьи, который за грехи назначен Богом в услужение живым домочадцам (рус.); умерший без покаяния мужчина (рус). Иногда полагали, что домового сотворил Бог (в.-укр.), что он даётся Богом каждому дому (бел., в.-укр.).
Названия
Домовой чаще всего именуется по месту обитания: рус. домовой, домово́йко, домовой дед, белор. дамави́к, домник, хатник, укр. домовик; а также по месту нахождения в доме: рус. голбе́шник (голбец — перегородка за печью), запечник, белор. подпечник. Названия домового отражают его статус в доме и отношения с членами семьи:рус. хозяин, избянной больша́к, дедушко-брато́к, брата́нушко, доброхо́тушко; белор. дамово́й хазя́ин, господарь, самый на́большой, дяденька, брато́к, дед, сўо́иски;укр. хозяин, дід, богатир, а также основные функции и проявления: рус. кормилец, жировик, щетка, лизун, укр. гуркало. В названиях домового может подчеркиваться его принадлежность к нечистой силе: рус. лихо́й, другая половина, жировой чёрт, белор. черт дамавы, не свой дух, лиходзе́й, укр. домовий, дябел, нечистый. Названия домового могут табуироваться: рус. сам, он, часто с помощью метатезы: рус. модовейко, модожи́рко, укр. домбейко. Соответствующие женские персонажи носят имена:рус. домови́ха, модовиха, домови́лиха, домаха, хозяйка. В Полесье, особенно на западе, по отношению к домовому (домовику) часто использовались названия, характерные в целом для нечистой силы: сатана, лукавы, злой дух, по́гань, враг, нячысьцик, лякайло, пу́жало, начник, недобра душа, мертвец, сьмерть, «той, шчо памёр», знахо́р, коўдунник.
Синонимами являются:
- Домово́й; Домови́к; Де́душка; Посте́нь; По́стень; Лизу́н; Доможи́л; Хозя́ин; Жирови́к; Не́жить; Сусе́дко; Брата́нушко; Дух-храни́тель; Оби́дчик до́ма.
- Запе́чник; Подпе́чник; Подпо́льник; Голбе́шник.
Суеверия о домовом
Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не причиняет им зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги. Перед смертью кого-нибудь из семейства воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверьми и пр. По общему поверью, живёт он по зимам около печи или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если лошадь ему нравится, то домовой холит её, заплетает гриву и хвост, даёт ей корм, отчего лошадь добреет, и напротив, когда ему животное не по нраву, то он его мучает и часто заколачивает до смерти, подбивает под ясли и пр. От этого мнения многие хозяева покупают лошадей той масти, которая ко двору, то есть любима домовым.
Считалось что домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его (это хорошо обыграно в мультфильме про домовёнка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Правда, если лошадь брыкливая, домовой может обидеться на неё и «заездить» — так, что к утру лошадь будет измученная и вся в мыле, то есть — в поту, словно после долгой скачки. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда. Или смеяться, если ожидается счастье.
Если домовой полюбил домашних, то он предупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит, топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь неприятности, особенно если синяк сильно болит. Также наваливается во время ночи на спящего и давит его, так что в это время нельзя ни пошевелиться, ни сказать ни слова. Обыкновенно эта напасть наваливается на того, кто спит на спине, в это время спрашивают, к худу или к добру, а домовой отвечает мрачным голосом — «да» или «нет».
Согласно ЭСБЕ, в северных областях Олонецкой губернии духа домашнего очага называли Жихарько. Его представляли существом маленького роста, взъерошенным, с большой бородой, весьма добродушным, безвредным и большим шутником.
Славянские обычаи
Сложно судить о том, каким был образ домового на Руси до принятия христианства, но одним из результатов влияния христианства стало то, что языческие божества стали отождествляться с демоническими, бесовскими силами.
Считалось, что домовой существует в каждом доме и связан с определённым родом, предком которого он мыслился. В поверьях о домовом выделяется его связь со скотом: он обеспечивает его благополучие и плодовитость, но, вместе с тем может изводить и мучить скотину. Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу: в одних случаях это жена и дочь домового, в других — самостоятельные персонажи — мифологические хозяйки дома.
На Руси крестьяне-новосёлы приглашали перейти домовых в новый дом. Когда строили новый дом в подпол клали монетку, а то и четыре — по четырём углам сруба — для домового. Когда первый каравай в новой печи пекли, горбушку отрезали, солили и забрасывали под печь — для домового.
У западных славян домового представляли в виде гномика, которого называли domowy, ubożę, stwor, chobold, kobold, kłobuk, karzełek skrzat, inkluz, plonek, latawiec, domownik, stopan, żmij, chowaniec.
При переезде из одного дома в другой непременною обязанностью считалось в последнюю ночь, перед выходом из старого дома, просить перейти домового на новое место. Говорили: «Хозяин мой, пойдём со мной».
В XIX веке, в некоторых сельских приходах Калужской епархии в народе сохранялся языческий обычай приглашения домового в новое жильё. Крестьянин, перебираясь в новую избу, переносит из старой печи в новую горящие угли и приглашает домового в выстроенное жильё, обращаясь к нему с приветом: «Милости просим, дедушка, в новое жильё».
У русских домового иногда называли голбешником (от слова голбец — перегородка за печью). Голбец для голбешника (домового) — излюбленное место в доме. Зачастую голбешника именуют особо почтительно: «У русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяйнушко мохнатый, кормилец». «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья» (Даль). Этот домашний дух возник в поздних народных поверьях и произведен от образа домового, также как и гне́тка, гне́тко или гне́теница — существо, которое наваливается на спящего человека и душит его или теснит людей. Согласно общераспространённым представлениям, терем ночью может «наваливаться» на индивидуума, предвещая какие-либо смены в его жизнедеятельности или вызывая кошмары, нездоровья. Таковой «давящий» мифологический персонаж в арктических и северо-западных участках Руси (по имеющимся материалам) именуется гнеток, гнетко, — сие «нечистый, вроде особняк, который принимает вид семейный животных» и душит, «гнетёт» по ночам.
В Заонежье гнетка — мохнатый, со долгими власами; «если не обожать — целую ночь промучит»; «которо обожать — кряхтит и дверки открывает, которо не обожать — гнетет», гнетке «непрерывно пламенный, целый в шерстки, малюсенький, но наружный сорт его незнаком, никто его не видел»; лизу́н — тот, кто зализывает волосы у детей и шерсть у скотины; пасте́нь, или сте́нь — дух, являющийся в виде привидения или тени на стене. Такая «раздробленность» образа домашнего духа-опекуна характерна, в основном, для северо-русских поверий.
Влияние на культуру
В 1976 году на киностудии имени М. Горького был снят детский фильм-сказка «Деревня Утка» в котором роль домового Шишка исполнил замечательный актёр Ролан Быков.
В романах Джоан Роулинг «Гарри Поттер» упоминаются «домовые эльфы». Они служат в богатых волшебных семьях и получить свободу могут лишь тогда, когда хозяин подарит им одежду. В оригинале эти эльфы никакого отношения к домовым не имеют: их авторское название house-elf — от «houseman/maid», то есть «слуга/служанка». Впрочем, мотив одежды, дарующей свободу домашнему духу, заимствован из британского фольклора.
Христианство не отвергает уверенность людей в его существовании, хоть и приписало его к тёмным, дьявольским силам. Так в православных церквях принято освящать свои жилища, чтобы прогнать демонов, и категорически осуждают тех, кто заигрывает с ними.