Дивеевский монастырь

Дивеевский монастырь

Литография с видом Дивеевского монастыря с юго-западной стороны (начало XX века)

Страна

Россия

Область

Нижегородская область

Конфессия

Православие

Епархия

Нижегородская и Арзамасская епархия

Тип

Женский

Дата основания

1780-е

Известные насельники

Александра (Мельгунова), Елена Дивеевская, Пелагия Дивеевская, Марфа Дивеевская

Настоятель

Сергия (Конкова)

Статус

Монастырь епархиального подчинения

Сайт:

Официальный сайт

СОДЕРЖАНИЕ
Дивеевский монастырь
История
Казанская община
Мельничная община
Серафимо-Дивеевский монастырь
Современная жизнь обители
Спасо-Преображенский собор
Благовещенский собор
Святыни монастыря
Святая Канавка
Икона Божией Матери «Умиление»
Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни
Святые источники
Реликвии
Колокол Серафима Саровского
Портрет первой игумении
Домик блаженной Параскевы Ивановны
Скиты и подворья

Серафимо-Дивеевский монастырь; Дивеевский монастырь (в разговорном обиходе —Дивеево; полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — православный женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается Поместными Православными Церквями как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) «земной Удел Пресвятой Богородицы». До своего закрытия в 1920-е, как и ныне, был в Нижегородской епархии (в отличие от Саровской пустыни, которая была на территории Тамбовской епархии), в статусе монастыря с 1861 года (именовался Серафимо-Дивеевский Троицкий).

История

Монастырь возник во второй половине XVIII века: около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 году она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви на собственные средства был устроен фундамент Казанской церкви. Освящение церкви состоялось в начале 1780 года строителем Саровской пустыни Пахомием. В Казанской церкви были 2 придела: во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

Казанская община

Первоначально Казанская каменная церковь была приходской, однако отец Серафим запрещал сёстрам так её называть, говоря, что со временем это будет тёплый монастырский собор. Преподобный Серафим так говорил о Казанской церкви:

«Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушеными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая… (сёстрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!»

По совету Саровских старцев Пахомия и Исайи и с разрешения Владимирского епархиального начальства Агафья Семёновна в 1788 году испросила у местной помещицы Ждановой пожертвовать 1300 кв. сажен своей усадебной земли расположенной поблизости от Казанской церкви. На которой матушка построила дом с надворным строением, где поселилась с четырьмя послушницами: девицей Евдокией Мартыновой, крестьянской девицей Ульяны Григорьевой и крестьянскими вдовами Анастасией Кириловной и Фёклой Кондратьевой. Община называлась Казанской, жили сёстры по строгому Саровскому уставу.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим. После смерти в 1796 году второй настоятельницы — Анастасии Кирилловны по выбору сестёр начальницей общины была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. При ней к 1826 году число сестёр в общине увеличилось до 40. Об её правлении, продолжавшимся 43 года, сохранились воспоминания как о времени трудном, подвижническом, будучи суровой к себе она не допускала никакого исключения, снисхождения и малодушия к другим. Серафим Саровский говорил, что она «великая раба Божия», «бич духовный», «огненный столб от земли до неба» и «терпуг духовный».

Мельничная община

Храм Рождества Христова. Современный вид (2008 год) с новыми приделами у Казанской церкви.

По благословению Серафима Саровского рядом с Казанской, была устроена Мельничная община. Закладка мельницы состоялась 9 (21) декабря 1826 года, в день зачатия праведной Анны. 7 июля 1827 года первыми насельницами стали 8 сестёр Казанской общины. А первой наставницей общины стала дворянская девица Елена Васильевна Мантурова. На средства её брата Михаила Васильевича Мантурова в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова. В нижнем этаже которого располагался храм во имя Рождества Божией Матери. Устройству Мельничной общины и в дальнейшем во многом содействовал помещик Михаил Васильевич Мантуров, в благодарность за исцеление от неизлечимой болезни, обрёкший себя по обету на добровольную нищету до самой смерти († 1858 года).

Земля на которой располагалась новая община принадлежала наследникам Баташева. И одна из наследниц — Вера Андреевна Постникова (Баташева) будучи в Сарове обещала отцу Серафиму уступить ему эту землю, приняв её в свою часть наследства. В 1830 году последовало формальное распоряжение о пожертвовании этой земли, площадью 400 кв. сажень Дивеевской общине.

Первой начальницей новой общины в 1827 году была выбрана крестьянская девица Параскева Степановна Шаблыгина. По кончине отца Серафима по старости она была уволена на покой. Преемницей стала дворянская девица Александра Ивановна Булгакова — до 1834 года и с 1837 года до своей смерти в 1839 году. С 1834 по 1837 годы были крестьянка Ирина Семёновна Лифанова и Прасковья Семёновна Мелюкова. Пятая и последняя начальница Мельничной общины была избрана в 1839 году, её стала Ксения Ильинична Потхина. В общине к тому времени насчитывалось уже 115 сестёр.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Троицкий собор (слева) и Преображенский собор (справа)

В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской. С 1853 года Казанская церковь с приделами стала существовать отдельно от новой общины.

В 1861 году община получила статус монастыря. Первой игуменией стала Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова).

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) своими руками положил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный Троицкий собор сооружался 27 лет. Строительство велось по проекту архитектораА. И. Резанова, завершавшего в это время строительство Храма Христа Спасителя в Москве. Одним из попечителей монастыря в это время был Николай Александрович Мотовилов, биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского. Храм был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года епископом Нижегородским Иоанникием (Рудневым).

В 1885 году завершено строительство игуменского корпуса. В 1902 году в восточной части корпуса построена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Во время визита императора Николая II в 1903 году, по его просьбе в этой церкви была отслужена Божественная литургия.

После смерти игумении Марии в 1904 году, сёстрами в игумении была выбрана казначея монастыря — монахиня Александра (Траковская).

К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. Сестры продолжали соблюдать монастырский устав и уклад монастырской жизни. Обитель покинули немногие.

21 сентября 1927 года монастырь был закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Часть сестёр нашли приют в селе Елизарьево, где служил старший брат монастырского священника — Иаков (Гусев), прославленный затем как священномученик. По благословению братьев Гусевых из села Пузо в Елизарьево перевезли дивеевскую блаженную Марию Ивановну.

Игуменья Александра (Траковская; † февраль 1942) с частью сестёр впоследствии обосновалась в Муроме, в доме у стен Благовещенского монастыря; затем старшей сестрой стала Анна Ефимовна Баринова (в монашестве — Мария). В Муроме жили сестры, изгнанные из разных монастырей, но служивший там батюшка вспоминал: «Внешне все выглядели одинаково: темный платок, темное платье, но дивеевских мы узнавали сразу, они резко отличались от всех, они успели получить нечто в монастыре — благодать. Они были ни на кого не похожи: в общении особенно приятные, очень смиренные, это чувствовалось во всем — в обращении и даже в голосе. А остальные были какие-то боевые монахини».

Казанская церковь была закрыта в 1937 году. Но и после закрытия на праздник Казанской иконы в Дивеево продолжали съезжались со окрестных сёл и деревень, шли крестным ходом с большой Казанской иконой Божией Матери, заходя с ней в дома местных жителей. В 1947 и 1951 годах поступали прошения об открытии монастыря, однако они остались без рассмотрения. В 1950-е годы у Казанской церкви были разрушены верхние ярусы колокольни, купол и храмовая часть трапезной.

Одной из немногих дивеевских сестёр, доживших до восстановления монастыря была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного Серафима Саровского и святой блаженной Параскевы Дивеевской.

Современная жизнь обители

Троицкий собор

Возрождение началось в 1988 году, когда был зарегистрирован церковный приход. 22 апреля1989 года архиепископом Горьковским и Арзамасским Николаем была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Для этого в январе у родственников последнего священника выкуплен деревянный дом на окраине села, рядом с Казанским источником. До закрытия монастыря этот дом стоял недалеко от святой Канавки и в нём находилась свечная мастерская монастыря. Затем строение было разобрано и перенесено на окраину, чтобы обеспечить жильём священников, которых выселяли из центра села. К купленному дому был пристроен алтарь и построена деревянная колокольня. Освящение церкви состоялось в Лазареву субботу и совпало с днём памяти последнего дивеевского священника Иоанна (Смирнова). Перед освящением в церковь был внесена икона Серафима Саровского, выполненная в полный рост и с вложенной полумантией преподобного.

В октябре 1989 года церковной общине был передан Троицкий собор. Весной 1990 года при сиявшей в чистом небе радуге на него был установлен крест. Освящёние Троицкого собора состоялось 31 марта 1990 года архиепископом Николаем. 1 августа был вновь освящен придел в честь иконы Божией Матери «Умиление».

21 июля 1991 года состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

31 июля 1991 года в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

В апреле 1992 года по завету Серафима Саровского перед образом Спасителя в Рождественской церкви была зажжена неугасимая свеча. В июле монастырю было передано здание Казанской церкви. 21 октября повторно освящена пристроенная к ней Церковь Рождества Богородицы. В сентябре монастырю был передан Никольский скит в Автодееве, а 25 декабря — территория бывшего Кутузовского скита.

1 июня 1993 года была повторно освящена Церковь Рождества Христова. В нижнем Храме Рождества Богородицы в 1993 году прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

20 февраля 1995 года указом президента Казанской церкви присвоен статус памятника архитектуры федерального значения.

Летом 1996 года отремонтирован фасад и восстановлен купол над домовой церковью во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. 27 сентября в праздник Воздвижения Креста Господня на купол установлен крест. С 1997 года начались работы внутри церкви. В 1996 году была открыта общеобразовательная монастырская православная школа.

26 сентября 2000 года были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. 22 декабря состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии. Также в 2000 году были завершены исследования начатые в 1997 году по выяснению состояния Казанской церкви.

В 2002 году рядом с восстанавливаемой Казанской церковью были заложены фундаменты нескольких приделов, но затем их строительство было приостановлено до завершения главного здания, работы по восстановлению которого начались в 2003 году.

Благословение крестного хода с мощами Серафима Саровского

В 2003 году состоялось празднование 100-летия канонизации Серафима Саровского. Богослужения возглавлял Святейший Патриарх Алексий II, в числе гостей и паломников был будущий Патриарх — митрополит Кирилл.

В июле 2004 года прошли Курские торжества. 20 июля после Божественной Литургии в Троицком соборе святые мощи преподобного Серафима Саровского были перенесены к колокольне. Затем специально подготовленным автомобилем доставлены в аэропорт Сарова. Далее самолётом Ан-26 ВМФ России по маршруту Саров — Пенза — Воронеж — Курск. После молебна на лётном поле начался крестный ход к Красной площади Курска. За 3 часа было пройдено 11 км. За это время архиереи освятили часовню в честь Серафима Саровского возле Кафедрального Сергиево-Казанского собора построенного в XVIII веке родителями Преподобного — Исидором и Агафьей. Архиереями крестный ход был встречен возле Воскресенско-Ильинского храма в котором венчались родители и был крещён будущий старец. После чего крестный ход проследовал к восстановленному Знаменскому собору в котором за три дня к святым мощам приложилось от 130 до 150 тыс. человек. 23 июля самолётом мощи были доставлены в Саров, откуда в тот же день перевезены в Дивеевский монастырь.

31 июля 2004 года начались торжества посвящённые 250-летию со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. В этот день митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил чин Великого освящения Казанского храма восстановленного в 2004 году. Также было освящено здание новой школы, а здание старой передано монастырю. В этот же день, 31 июля 2004 года в лике местночтимых святых Нижегородской епархии прославлена блаженная старица Мария Дивеевская. Её святые мощи были обретены 14 сентября, а с октября началось её общецерковное почитание. Со времени обретения мощи блаженной находятся в Казанской церкви. Советская власть запрещала посещение блаженной, общение с ней происходило тайно, через записки. Сестрам она предсказала лагеря и ссылки и последующее возрождение монастыря.

Летом 2004 года сёстрами обители при возведении часовни был обнаружен фундамент мельницы, закладка которой положила начало девичьей общине.

8 сентября 2004 года Владыкой Георгием совершён чин Великого освящения южного придела церкви Казанской иконы Божией Матери во имя святого первомученика и архидиакона Стефана. На чине освящения присутствовали представители Румынской Православной Церкви. 17 октября Владыкой освящен Никольский придел.

31 июля 2005 года торжества начались с малой вечерни в Троицком соборе. В этот день в монастырь пришло 5 крестных ходов: из Нижнего Новгорода, Арзамаса, Сарова, Павлова и Ардатова. Верующие из Нижнего Новгорода за 12 дней прошли более 200 км.

3 февраля 2006 года епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.

31 июля 2006 года малую вечерню в Троицком соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II, возглавивший торжества посвящённый 300-летию Саровской пустыни.

В апреле 2007 года возобновлены работы по строительству восьми приделов Казанской церкви. За основу был взят проект архитектора Виктора Коваля. К сентябрю строительные работы были завершены.

По благословению Патриарха Алексия II в сентябре 2007 года были обретены мощи преподобноисповедницы Матроны (Власовой). После обретения её мощи находились в домовой церкви равноапостольной Марии Магдалины.

В апреле 2008 года состоялось перезахоронение останков третьей настоятельницы Казанской общины Ксении Михайловны Кочеуловой.

В 2008 году были освящены ещё 5 приделов Казанской церкви: 20 июля — в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», 21 августа владыкой Георгием — в честь святых жен дивеевских Марфы, Елены и Александры, 2 октября — в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой). Освящение придела в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Георгий совершил 3 декабря, а уже 11 декабря было освящен придел во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы.

2009 год

17 января 2009 года Владыка освятил шестой придел в честь преподобномученицы Евдокии (Шиковой) и её послушниц: Дарии (Тимолиной), Дарии (Сиушинской) и Марии, принявшим мученическую кончину накануне праздника Успения Божией Матери в 1918 году.

22 июля 2009 года при посещении монастыря президентом Медведевым была подарена икона святого великомученика и целителя Пантелеимона.

9 сентября 2009 года в преддверии визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Троицком соборе Архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием совершена Божественная литургия, на которой присутствовали митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин и архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Затем состоялась встреча Патриарха с правящими архиереями 12 епархий, расположенных на территории ПФО. 10 сентября Патриархом Кириллом совершена Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе.

Вечером 6 ноября 2011 года архиепископом Георгием и настоятельницей Сергией из Арзамаса в монастырь был привезен Пояс Пресвятой Богородицы. Крестным ходом святыня была пронесена по Канавке Божией Матери. После чего ковчег был установлен под сенью в Преображенском соборе. На следующий день под звон колоколов Пояс Пресвятой Богородицы был вынесен из врат обители, чтобы проводить ковчег собралось несколько тысяч человек. Святыня пробыла в обители меньше суток, за это время к ней приложились десятки тысяч человек.

26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием был отслужен молебен на начало доброго дела, затем крестным ходом молящиеся прошли по Святой Канавке и закончили молебен на месте строительства нового храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Владыка окропил место строительства и первый ковш земли из котлована будущего храма. Благовещенский собор строится по проекту известного церковного архитектора Андрея Анисимова.

21 декабря 2015 года в монастыре был установлен и освящен митрополитом Георгием поклонный крест, пожертвованный паломниками в память об исцелении членов их семьи.

В обители проживает более 400 насельниц. С 1989 года в Дивееве было восстановлено и освящено семь храмов. Центром духовной жизни остается Троицкий собор со своей главной святыней — святыми мощами преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

Обитель является местом паломничества. Для священников гостиницы обустроены на территории монастыря, для паломников построена гостиница на 460 мест в поселке Северный. По состоянию на 2009 год поездки из Нижнего Новгорода в монастырь епархией организуются три раза в неделю. Епархией и администрациями различного уровня организовываются единичные поездки для инвалидов, ветеранов и пенсионеров.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор

Собор был заложен в 1907 году.

В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.

После революции 1917 года в годы советской власти в нём был гараж, затем тир. Предзнаменованием случившегося в советские годы считаются слова блаженной Прасковьи Ивановой, сказанные во время закладки: «Собор-то собор, а я усмотрела, черёмуха по углам-то собора выросла, как бы не завалили».

В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. 27 октября митрополитом Николаем в честь св. Архистратига Божия Михаила со всеми Небесными Силами бесплотными был освящен южный придел. Ранее в честь св. Архистратига Божия Михаила был освящен один из приделов ныне не существующей Тихвинской церкви. Роспись предела велась в 2005 году под руководством Анатолия Беляева.

В соборе находятся мощи преподобной Марфы Дивеевской. Её мощи были обретены после прославления в лике местночтимых святых 22 декабря 2000 года. День памяти отмечают 3 сентября. По словам Серафима Саровского, преподобная Марфа — начальница над дивеевскими сестрами в Царствии Небесном.

Также в соборе хранятся мощи блаженной Параскевы (Паши Саровской). День памяти святой отмечают 5 октября. Считается, что блаженная предсказала гибель династии Романовых, гонения на Церковь и море крови.

В 2003 году были восстановлены могилы храмосоздателя собора Фёдора Васильевича Долгинцева и его жены Екатерины Ивановны.

По сложившейся традиции в соборе совершается главная служба на Успение Божией Матери.

Благовещенский собор

Строительство Благовещенского собора началось по завету преподобного Серафима, который говорил, что должен быть в обители ещё один храм, который встанет в одну линию с колокольней и Троицким собором, в конце Святой Канавки. 26 апреля 2012 года в Троицком соборе митрополит Георгий совершил молебен на начало доброго дела.

По проекту храм должен иметь размеры, которые определены Поясом Богородицы: двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту. То есть его высота будет 60 метров. За основу был взят храм московского Заиконоспасского монастыря — это стиль, близкий к московскому барокко, характерный для начала XVIII века. Новый собор будет белоснежный, с кровлей стального цвета и золотой главкой. В нём предполагается устроить восемь приделов. Главный престол будет в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Подготовка к строительству нового собора велась более десяти лет. За это время проведен конкурс проектов, оформлены необходимые документы, подготовлена территория строительной площадки.

27 августа, в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы, состоялось освящение Успенского придела нового собора. Чин Великого освящения первого из приделов храма совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святыни монастыря

Святая Канавка

Крест у конца Святой канавки

Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.

25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.

Цитата из статьи

«Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Цитата из статьи

Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года. Во многих местах канавка была вырыта всего на 1-2 аршина, и после этого её никогда не углубляли до требуемого размера.

С 1842 года, при Иване Тихонове, уход за Канавкой был прекращён, вал частично срыт, а через Канавку сделаны мосты и переходы.

Уход за Канавкой был возобновлён в 1862 году при игумении Марии (Ушаковой), произведена очистка от сора, убраны мосты и переходы.

До 1900 года в конце святой Канавки стояла звонница, затем её заменила пятиярусная колокольня.

В 1927 году вал был срыт, Канавка на значительном протяжении засыпана. В послевоенные годы через Канавку были проложены коммуникации, в частности через южную часть — канализационная труба. Введены запреты на молитвы на святой Канавке.

1 января 1992 года возобновлена традиция, по которой все сестры после вечернего богослужения обходят Канавку с молитвой Богородице Дево, радуйся.

10 августа 1993 года, на праздник Божией Матери «Умиление», впервые после длительного перерыва, по святой Канавке прошёл крестный ход с пением Параклиса.

Крест в середине Святой Канавки

В 1997 году администрацией Дивеева дано разрешение на восстановление Канавки при условии согласования с ними каждого участка работ. Работы на первом участке — от начала до первого поворота начались 23 августа, в день памяти священномученика архидиакона Лаврентия. Исходное расположение уточнялось с помощью поперечных раскопок.

Основные работы были завершены к 2003 году — столетию прославления Серафима Саровского. Тропинка, проходящая по валу была выложена плитами и обнесена кованной оградкой. В 2004 году установлены мраморные поклонные кресты, а на месте мельницы — деревянная часовня, освящение которой состоялось 30 июля 2004 года.

В 2005 году воротами была закрыта асфальтированная дорога через Канавку, ведущая к школе. 26 июня 2006 года, в день памяти преподобной Александры и канун кончины первого духовника Серафимо-Дивеевского монастыря протоиерея Василия (Садовского), отслужен молебен на восстановление Канавки в месте пересечения с дорогой. 28 июня начались земляные работы.

В 2011 году по Святой Канавке многотысячным крестным ходом был пронесен ковчег с Поясом Пресвятой Богородицы.

По сложившейся традиции при погребении плащаницы Божией Матери по Святой Канавке проходит крестный ход. Накануне монастырские сестры украшают Святую Канавку живыми цветами. Также крестный ход проходит после утреннего богослужения на первой и последней неделе Великого поста.

Икона Божией Матери «Умиление»

Икона «Серафимово Умиление»

Икона «Умиление» Пресвятой Богородицы являлась главной святыней Троицкого собора. Перед этой иконой молился и скончался Серафим Саровский. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед иконой, преподобный помазывал больных. По завету отца Серафима, после его кончины образ был передан Саровским игуменом Нифонтом в Мельничную общину.

После закрытия монастыря игуменией Александрой (Траковской) вместе с другими сёстрами образ был увезён в Муром. После её смерти монахиней Марией (Бариновой) с благословения Патриарха Пимена икона была передана протоиерею Виктору (Шиповальникову), а в 1991 году — Патриарху Алексею II. С тех пор образ находится в домовом храме резиденции Святейшего Патриарха, а в правом киоте Троицкого собора Дивеевского монастыря находится его чудотворный список.

Ковчег с мощами старцев Глинской пустыни

В апреле 2009 года в дар монастырю передан ковчег с частицами мощей святых Глинской пустыни: Макария, Серафима, Иннокентия, Феодота, Архиппа, Василия, Илиодора, Иоанникия и Филарета. Ковчег изготовлен по благословению игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Сергии (Конковой). Ранее по благословению настоятеля Глинской пустыни архиепископа Конотопского и Глуховского Луки (Коваленко) было изготовлено пять ковчегов с частицами мощей преподобных старцев. Они были отправлены на Валаам, в Соловецкий монастырь и в три храма Москвы.

Святые источники

Купальни на источнике Прп. Серафима Саровского

В селе Дивеево расположено несколько источников: Казанский (самый древний), целителя Пантелеимона, матушки Александры и Иверский.

Наиболее чтимым является дальний источник батюшки Серафима расположенный у поселка Цыгановка. Чудотворный источник преподобного Серафима около реки Саровка, явивший многие чудеса и исцеления при его жизни и после его кончины, был засыпан в советские годы. Но чудесным образом на реке Сатис на границе закрытой территории появился новый источник, который засыпать не смогли.

1 августа 1993 года Патриарх Алексей II освятил возле источника деревянную часовню. В 2006 году были построены три новые купальни. В июле 2009 года была освящена новая часовня, строительство которой велось на протяжении двух лет.

Реликвии

Колокол Серафима Саровского

В 2008 году в монастырь был возвращён колокол, заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея.

Портрет первой игумении

Портрет преподобной Александры

6 марта 2009 года состоялась передача монастырю портрета первой игумении обители — матушки Александры. Портрет был написан монахинями монастыря. После закрытия монастыря в 1927 году портрет хранился в крестьянских семьях в деревне около Йошкар-Олы. Портрет был найден Германом Князевым и Сергеем Маловым в антикварном салоне, около церкви в честь Спаса Нерукотворного в Нижнем Новгороде.

Портрет матушки Александры упоминается в летописи монастыря. По легенде портрет менялся в зависимости от того, какой человек заходил в келью.

При передаче портрета благотворители отметили, что в жизни каждого из них было событие связанное с монастырём.  После восстановления портрет планируется разместить в приделе матушки Александры.

Домик блаженной Параскевы Ивановны

Летом 2010 года для посетителей был вновь открыт домик блаженной Параскевы Ивановны. После ремонта в нём стало три зала. Одна комната посвящена блаженной Параскеве Ивановне, дивеевским блаженным и посещению этой кельи императором Николаем II. В большом зале представлены материалы о двух дивеевских игумениях — Марии (Ушаковой) и Александре (Траковской) и о сестрах обители. Третий зал посвящен преподобному Серафиму Саровскому и его прославлению в сонме святых в 1903 году, а также воссоздан фрагмент кельи святого старца.

Подлинными экспонатами представленными в музее являются: платье блаженной Параскевы Ивановны, личные вещи игумении Марии и игумении Александры, монашеская одежда дивеевских сестер, вещи, принадлежавшие святителям Филарету (Дроздову) и Феофану Затворнику и мебель из кельи преподобного Серафима.

Скиты и подворья

Покровский скит

Покровский скит
  • Покровский скит в селе Канерга. В декабре 1991 года монастырю предложили разобрать на дрова бездействующую начальную школу. Увидев, что рядом сохранилась колокольня, на которой стоял крест, сёстры решили восстанавливать здесь скит. Позднее выяснилось, что купленная школа была зубоврачебным корпусом Дивеевского монастыря. А около Канергской церкви жили сестры после разгона обители.
  • Свято-Никольский скит в селе Автодеево — впервые деревянная Никольская церковь упоминается в1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году. Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая. Закрыта осенью 1936 года и использовалась как зернохранилище. Передана монастырю в сентябре 1992 года. 26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.
  • Скит в честь Всемилостивого Спаса в селе Нуча. Основан 17 мая 2007 года. Из-за малого числа насельниц был приписан к Никольскому скиту в селе Автодеево.
  • Кутузовский скит в селе Кутузовка — передан монастырю 25 декабря 1992 года
  • Меляевский скит в селе Меляево — располагается в двенадцати километрах от Кутузовского, оба они были основаны святой Натальей Дивеевской и принадлежали Серафимо-Дивеевскому монастырю, оба были разорены в годы гонений на Русскую Православную Церковь. В августе 2012 года митрополит Георгий освятил колокола и кресты храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». В июле 2013 года храм был освящён Великим чином.
  • Знаменский скит в селе Хрипуново — передан монастырю сентября 1993 года.
  • Скит святых мучеников Флора и Лавра (подворье «Солнечная поляна») стал создаваться с мая 1997 года в 4 км от монастыря на реке Ломовке, где ранее располагались свечной корпус и прачечная. В 2004 году рядом по благословению митрополита Николая было заложено монастырское кладбище. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения главного престола деревянной Церкви в честь святых мучеников Флора и Лавра. 23 июня 2007 года на монастырском кладбище архиепископом Георгием освящена вновь построенная однопрестольная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных».
  • Архангельский скит — в 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения Престола в честь Архангела Михаила.
Церковь преподобного Сергия Радонежского
  • Троицкий скит. Троицкая церковь вновь освящена 3 января 2002 года митрополитом Николаем. 19 декабря 2006 года Законодательным собранием принято решение о создании в Шатовском сельсоветеАрзамасского района посёлка Троицкий Скит.
  • Серафимовский скит в посёлке Хитрый
  • Серафимо-Понетаевский монастырь в селе Понетаевка — в части одного из корпусов расположен скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
  • Свято-Троицкий Белбажский монастырь — с апреля 2009 года действует как скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. 15 августа 2009 года освящен трапезный храм в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа.
  • Спасо-Зеленогорский монастырь в селе Зелёные горы.
  • Кладбищенская церковь в честь преподобного Сергия Радонежского в посёлке Выездное.
  • Церковь в честь святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена — Нижегородское подворье, открыто в 1997 году. Храм построен в 1860 году, в XX веке разорён. В 1998 году на средства монастыря началась реставрация. Вновь освящен владыкой Георгием 11 июня 2004 года. В 2005 году архиепископом Георгием совершён чин Великого освящения двух престолов: в честь святителя Николая Чудотворца и апостола от 70-ти Иасона и во имя апостола Луки и преподобномученика Андрея Критского.
Арзамасское подворье
  • Церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери — Арзамасское подворье. Смоленская церковь построена в 1797 году. Церковь Рождества Христова — в 1845—1852 годах по проекту архитектора Константина Тона. Разорённый ансамбль Смоленской церкви передан монастырю в 1998 году. В 2011 году началось восстановление Смоленской церкви.
  • Храм-часовня в честь Собора Дивеевских святых — Патриаршее подворье. В1909 году храмоздателем Спасо-Преображенского собора Фёдором Васильевичем Долгинцевым для Московского подворья был куплен участок земли с постройками по адресу проспект Мира, д. 20. В 2008 году архиепископ Георгий совершил чин освящения закладного камня первого храма в честь нового праздника Собора Дивеевских святых. В 2011 году был совершён чин малого освящения престола. К этому времени строительные работы в храме ещё продолжались. В храме имеется частица мощей преп. Серафима.

Просмотров: 4377

Создан: 2016-03-28

Источник: Википедия

В закладки: Добавить

Оцените статью:
Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, чтобы добавлять комментарии, оценивать уроки и сохранять их в личном кабинете

Copyright © 2009-2018
Белов Игорь Викторович

Статей
408
Зарегестрировалось
4786
Комментариев
0