Банковский мост
Банковский мост |
|
Область применения: |
пешеходный |
Пересекает: |
канал Грибоедова |
Место расположения: |
Центральный район Санкт-Петербурга |
Конструкция: |
|
Тип конструкции: |
висячий мост |
Общая длина: |
20,1 (25,2) м |
Ширина моста: |
1,85 м |
Эксплуатация: |
|
Открытие: |
1826 |
Закрытие на реконструкцию: |
1949, 2015 |
Банковский мост — пешеходный мост через канал Грибоедова в Центральном районе Санкт-Петербурга, соединяет Казанский и Спасский острова. Выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Львиным и Почтамтским мостами).
Расположение
Расположен между домами № 27 и 30 по наб. канала Грибоедова.
Ось моста ориентирована против центра ворот Ассигнационного банка — у места, где канал, меняя своё направление, делает поворот. Около моста расположен Казанский собор.
Выше по течению находится Казанский мост, ниже — Мучной мост.
Ближайшая станция метрополитена (410 м) — «Невский проспект-2», выход на Канал Грибоедова.
Название
Мост получил название по расположенному рядом Ассигнационному банку (ныне в здании располагается Санкт-Петербургский государственный экономический университет).
История
Необходимость строительства моста была вызвана ростом населения в районе, прилегающем к Екатерининскому каналу.
Проект моста разработал инженер Г. М. Треттер и В. А. Христианович. Одновременно с Банковским составлялся проект второго цепного пешеходного моста через канал — Львиного. 18 февраля 1825 г. оба проекта были утверждены, летом того же года началось строительство моста. Предполагалось завершить работы к октябрю того же года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 24 июля 1826 г. мост был открыт для движения.
Особую известность мосту принесли угловые скульптуры крылатых львов (часто ошибочно именуемых грифонами) работы скульптора П. П. Соколова. Мифические крылатые львы, изображения которых ранее встречались только в отделке мебели и архитектурных деталях, впервые были отлиты в огромных размерах и украсили улицу. Работа над созданием моделей с мая по сентябрь 1825 г., также скульптором были изготовлены алебастровые формы.
Скульптуру предполагалось чеканить из медных листов, но затем фигуры отлили из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе, крылья вычеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом.
В ходе эксплуатации моста чугунные перила были заменены железными коваными весьма примитивного рисунка, фонари над головами львов были разбиты.
В 1949 году по инициативе Ленмостотреста и по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлиной Управлением по делам архитектуры было составлено архитектурно-планировочное задание на реставрацию моста с целью возвращения ему первоначального облика. В том же году было капитально отремонтировано деревянное полотно моста. В 1951—1952 годах были восстановлены круглые фонари на головах львов и металлическое ограждение. Решётки моста изготовили мастерские Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. В 1967 и 1988 годах восстановлена позолота львиных крыльев. В 1997 г. были произведены ремонт скульптур и реставрация перильной решётки.
В 2009 году с крыльев только что отреставрированных львов соскоблили золото. В 2011 г. на период ремонта аварийного участка набережной канала две скульптуры львов находились в защитных футлярах.
В сентябре 2015 г. СПб ГУП Мостотрест начал работы по замене деревянного настила моста.
Конструкция
Мост однопролётный висячий. Пролётное строение состоит из двух цепей, подвесок, и деревянного полотна. Роль пилонов выполняют декорированные скульптурой чугунные рамы (каркасы), прикреплённые анкерными болтами через кладку к деревянному ростверку, обжатому сверху и снизу массивными чугунными плитами, к которым прикреплены несущие цепи. Цепи состоят из металлических звеньев круглого сечения. Деревянное полотно моста состоит из прогонов, поперечин, крестовых связей и настила.
У входов на мост на чугунных пьедесталах установлены скульптуры крылатых львов. Крылья грифонов и некоторые детали моста покрыты позолотой. На головах скульптур закреплены светильники в виде усеченных шаров из молочного стекла с верхней литой орнаментальной крышкой из бронзового сплава.
Перильное ограждение художественного литья, представляет собой полукруглые секции с радиально расположенными стержнями, связанными фигурными вставками. Рисунок ограждения напоминает перила Демидова моста.
Ширина моста между перилами — 1,85 м, длина моста — 20,1 (25,2) м, расстояние между осями цепей — 2,24 м.
Мост в искусстве
- Скульптуры Банковского моста упомянуты в стихотворении Дмитрия Бобышева «Крылатый лев сидит с крылатым львом…», посвящённом Евгению Рейну.
- В художественном фильме «Волшебная сила», в финальном эпизоде третьей новеллы «Волшебная сила искусства», Аркадий Райкин, а затем и марширующие девушки, проходят через Банковский мост.
- Рисунок крылатого льва Банковского моста является частью логотипа фабрики имени Крупской.